Goldenfly.ru

Соотношение разметки спидометров и истинных скоростных возможностей автомобиля

Для чего на спидометре обозначена максимальная скорость, если из машины столько не выжать

Обзор новой модели транспортного средства, появившегося на рынке, не обходится без рассмотрения его скоростных возможностей. Но при максимальном разгоне автомобиля можно заметить несоответствие заявленных и реальных показаний. Так почему спидометр показывает большую скорость, чем она есть на самом деле?

Особенности шкалы прибора

Для начала стоит разобраться: как он устроен. При внимательном рассмотрении панели приборов водители замечали, что на спидометре рядом со скоростной шкалой нанесены белые и красные деления. Но не каждый задумывался: зачем они нужны, и что обозначают.

Так, деления красного цвета, нанесённые в старых отечественных автомобилях напротив показаний в 40, 60 и 110 км/час, указывают на ограничение режима возле учебных заведений, в населённых пунктах и на скоростной трассе.

Проверить, грешит ли спидометр на небольших скоростях, легко с помощью того же навигатора или мобильного приложения

Для более современных авто и иномарок эти показатели немного другие – 30, 50 и 130 км/час. Белые точки, которые встречаются на спидометре не каждого автомобиля, нанесены после деления скорости и указывают на погрешность в 5-10%. Для каждого режима она разная и составляет:

  • до 60 — почти равна нулю;
  • для 60-100 – 2-5 км/час;
  • 110 км/час и больше – 5-10 км.

Для проверки погрешностей есть и другие более точные устройства

Причины несоответствия показаний

Так почему спидометр показывает большую скорость, если машина не может разогнаться до таких показателей? Чаще всего она указана намного больше, чем разрешена правилами ПДД.

Это продиктовано тем, что производители конкурируют между собой и стараются угодить потенциальным покупателям, а, соответственно, и увеличить продажи. Ведь намного приятнее покупать автомобиль, который может развивать скорость до 250 км/час, чем до 140.

На спидометре ВАЗов максимум, как правило, упирается в 200 км/час

Не каждый автолюбитель будет проверять точность показаний на практике, а если при проверке они окажутся не «максимальными», то не очень и расстроится. Ведь в нашей стране запрещено передвигаться с такой скоростью. Да и страшновато: не те дороги.

Ещё одна причина, по которой могут возникнуть несоответствия – выпуск автомобилей одной марки с разными двигателями. В этом случае один из них будет набирать большую скорость, а другой – меньшую. Заказывать для каждой модели отдельный прибор никто не будет, так как это довольно дорого.

Кроме того, условия технической эксплуатации транспортного средства должны быть удобными. Если же производитель укажет на циферблате спидометра точную скорость, которую может набрать автомобиль, – это чревато последствиями.

Водитель может разогнать свою машину «по максимуму», и стрелка окажется за пределами нанесённой шкалы. Соответственно, определить реальные показатели будет невозможно. Последствия – ДТП или штраф, выписанный сотрудником полиции. Поэтому, чтобы снять с себя ответственность и обезопасить от походов в суд, производители указывают максимальную скорость на спидометре «с запасом».

Мало кто рискует разгонять авто до заявленного максимума

С точностью можно назвать три основные причины завышения скоростных показаний производителями у транспортных средств:

  1. Маркетинговый ход. Покупатели обращают внимание на развитие скорости автомобилем.
  2. Показания на приборе указываются соответственно наиболее мощной из всей линейки моделей авто.
  3. Ограничение скоростных режимов правилами ПДД.

Всё перечисленное ранее подтверждает, что все производители, мягко говоря, лукавят. Они указывают максимальную скорость на спидометре, которая не соответствует действительности. Конечно, можно ради интереса проверить, до какого «максимума» разгоняется автомобиль. Но делать это не рекомендуется, чтобы не навредить окружающим.

Отображение скорости на спидометре автомобиля

Каждый водитель, садясь за руль своего авто, видит переднюю панель с комбинацией приборов, в число которых входит спидометр. Автомобильный спидометр измеряет и показывает мгновенную скорость движущегося транспортного средства — в милях или километрах, и именно ему водитель уделяет больше всего внимания во время езды.

Читать еще:  Проблема запотевших стекол уже давно решена

От того, какую скорость показывает спидометр, зависит безопасность дорожного движения.

Погрешность показаний

Спидометр автомобиля является незаменимым помощником водителя, тем не менее, его никак нельзя назвать точным прибором. Как у любого измерительного механизма, у него есть определенная погрешность, и чаще всего погрешность бывает со знаком плюс. Другими словами, спидометр может завышать показания, однако, занижать их он никогда не будет. Это нужно для того, чтобы водитель имел меньше шансов нарушить скоростной режим и подвергнуть опасности свою и чужую жизнь.

Средняя погрешность составляет примерно 10% на скорости в 200 км в час. Точность показаний спидометра зависит от целого ряда причин.

  1. Переднеприводные автомобили привязаны на привод левого колеса. Так как точка соединения находится после главной пары, погрешность относительно прямолинейного движения авто появляется на каждом повороте: левый поворот уменьшит показания прибора, а правый, напротив, увеличит.
  2. Размер шин также имеет значение. Если установить шины меньше регламентированных, колесо совершит большее количество оборотов, что и будет зафиксировано спидометром, соответственно данные будут завышенными. Если диаметр колеса больше штатного, прибор показывает заниженные показания.
  3. Увеличение ширины шин на 10 мм дает погрешность в 2,5%. Давление в шинах и износ протекторов также влияют на показания — в результате слабо накаченных шин увеличивается расход топлива и снижается максимальная скорость, но спидометр при этом показывает завышенную скорость.

Учитывая все эти факторы, спидометр не может выступать единственным источником для контроля за скоростным режимом и пройденным расстоянием. На данный момент только спутниковое позиционирование показывает наиболее точные измерения.

Неисправности

В исправном состоянии спидометр измеряет частоту вращения гибкого вала от коробки передач. Если при нахождении автомобиля в пути стрелка спидометра остается на месте, можно попробовать подтянуть гайки крепления наконечников гибкого вала на самом спидометре или на его приводе.

Если после проведенных манипуляций стрелка по-прежнему остается на нуле, то следует проехать в автосервис для замены гибкого вала или самого спидометра.

Что касается корректировки показаний пробега, указанного на одометре, то в нашей стране это не является правонарушением. Причин, когда требуется эта услуга, может быть несколько, однако, потенциального покупателя все же лучше об этом предупредить.

Спидометр: контроль скорости и безопасность

Контроль скорости — одна из основ успешного и безопасного вождения автомобиля. Специально для решения этой задачи в автомобиле устанавливается прибор, который известен даже далеким от техники людям — спидометр. О конструкции спидометров, их функционировании и особенностях их использования — в статье.

Читать еще:  Мнение автолюбителей о Geely Atlas

Назначение и роль спидометра

В ПДД любой страны указаны допустимые скоростные режимы на различных дорогах, также действуют и знаки, ограничивающие максимальную и минимальную скорость. Это необходимо в первую очередь для обеспечения безопасности, а в ряде случаев только определенный скоростной режим обеспечивает движение без заторов. Так что каждый автомобилист должен иметь возможность отслеживать свою текущую скорость и при необходимости быстро менять ее.

Эта цель достигается с помощью специального прибора, предусмотренного в автомобиле — спидометра. Данный прибор является обязательным, в России это особо указано в ПДД в пункте 7.4 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Несоблюдение правил и движение с неработающим прибором или вовсе без него согласно статье 12.5 КоАП карается штрафом, размер которого на сегодняшний день составляет всего 500 рублей.

Современные спидометры помимо измерения скорости могут выполнять и другие функции. Главная из них — измерение пройденного расстояния (за это отвечает одометр), причем отдельно отсчитывается общий пробег автомобиля и пробег за выбранный водителем промежуток времени. Часто на спидометрах располагаются различные индикаторы, которые важны для вождения автомобиля (так как водитель наиболее часто обращает внимание именно на спидометр, то и эти индикаторы тоже всегда находятся в поле зрения).

Классификация автомобильных спидометров

Сегодня находят применение спидометры трех типов:

  • Механические;
  • Электромеханические;
  • Электронные.

В каждом из типов приборов заложены разные принципы измерения и индикации скорости движения ТС. Также эти три типа приборов можно условно принять за поколения спидометров: исторически первыми были механические (появились в 1910 годах), электромеханические массово применяются с 1970-х годов, а электронные — с 1990-х годов. Однако спидометры разных типов имеют свои преимущества и недостатки, поэтому все они сегодня находят применение.

Конструкция и функционирование механического спидометра

Спидометр механического типа — это прибор, в котором измерение скорости осуществляется шестеренчатым датчиком скорости, установленном в коробке передач или на оси ведущих колес (в переднеприводных авто). Такой спидометр измеряет угловую скорость вращения вторичного вала КП или оси колеса и с помощью простейшего механизма рассчитывает скорость.

Механический спидометр делится на четыре ключевых узла — скоростной узел спидометра (обеспечивает отображение текущей скорости), шестеренчатый датчик скорости автомобиля (или просто ДСА), соединяющий их гибкий вал и одометр со своей механической передачей (связанной с гибким валом).

Главная деталь спидометра — скоростной узел, в работе которого используется магнитная индукция. Узел состоит из цилиндрического постоянного магнита, закрывающего его сверху алюминиевого стакана и пружины, которая удерживает стакан в определенном положении. Магнит соединен с гибким валом, а стакан — со стрелкой спидометра, выведенной на табло прибора. При вращении магнита в окружающем его алюминиевом стакане возникают вихревые токи, они взаимодействуют с магнитным полем магнита и в результате стакан тоже стремится вращаться вслед за магнитом. Однако из-за пружины он отклоняется лишь на тот или иной угол, соответственно, отклоняется и соединенная с ним стрелка спидометра. Понятно, что чем выше угловая скорость магнита, тем сильнее алюминиевый стакан отклоняется от нулевой точки и тем большую скорость показывает стрелка. Для защиты скоростного узла от посторонних магнитных полей предусмотрен металлический экран.

Момент от вторичного вала КП на скоростной узел передается от ДСА, который в простейшем случае представляет собой шестерню малого диаметра, соединенную с соответствующей шестерней на вторичном валу КП или оси ведущего колеса.

Одометр — это механический счетчик, который через простейшую червячную передачу связан с гибким валом. Передаточное число данной передачи лежит в пределах 600:1 – 1700:1, оно вкупе с передаточными числами ДСА и самого счетчика обеспечивает перерасчет оборотов в метры и километры.

Несмотря на необходимость выполнения механической передачи (применения гибкого вала), спидометр данного типа имеет простое устройство и очень надежен, что и обеспечило его популярность. Правда, сегодня на большинстве новых автомобилях используются электромеханические и электронные спидометры, которые имеют ряд преимуществ.

Читать еще:  Как правильно выбрать хороший аккумулятор?

Конструкция и функционирование электромеханического спидометра

К электромеханическим спидометрам относится большое количество типов и видов приборов, в которых сочетаются механические узлы и электронные компоненты. В частности, во всех таких спидометрах используются механические одометры, также могут применяться механические или электронные датчики и узлы индикации.

Если говорить о датчиках, они могут быть четырех основных типов по принципу действия:

  • Простые шестеренчатые ДСА;
  • Датчики индукционного типа;
  • Датчики Холла (или датчики импульсного типа);
  • Комбинированные ДСА, сочетающие в себе механические и электронные части.

В любом случае ДСА монтируется на КПП или на передних ведущих колесах (в современных автомобилях часто совмещаются ДСА для спидометра и системы ABS). Очень широкое распространение получили комбинированные датчики, в которых объединены шестерня и импульсный либо индукционный датчик.

Если говорить о скоростных узлах, то здесь возможно два варианта:

  • Магнитоиндукционный узел, объединенные с миллиамперметром;
  • Электронный узел с миллиамперметром.

Спидометры первого типа являются модификацией механических, в их скоростном узле вместо алюминиевого стакана используется обычная катушка, в результате образуется генератор электрического тока, соединенный с миллиамперметром. Чем быстрее вращается магнит, тем больший ток порождается в катушке, тем сильнее отклоняется стрелка прибора. Данный тип прибора используется только с механическими ДСА (шестереночными), связь осуществляется гибким валом.

Приборы второго типа включают в себя электронный блок, преобразующий сигналы от электронного датчика в ток, который подается на стрелочный миллиамперметр. Связь ДСА со спидометром — проводная, а для привода одометра используется шаговый электродвигатель.

Электромеханические спидометры, оборудованные электронными ДСА, сегодня получили широчайшее распространение, хотя их все сильнее теснят полностью электронные приборы.

Конструкция и функционирование электронного спидометра

Электронные спидометры отличаются от электромеханических лишь одометром — здесь он тоже электронный. В качестве ДСА используются исключительно электронные датчики, а управляет спидометром электронный блок. Эти спидометры имеют ряд преимуществ перед другими, главное из них — невозможность простой «скрутки» одометра, для этого требуется вмешательство в бортовой компьютер автомобиля, что доступно далеко не всем.

Отдельным видом электронных спидометров являются приборы с цифровой индикацией скорости. Сегодня такие спидометры не слишком распространены, так как традиционная стрелочная индикация куда более удобна для восприятия и обеспечивает лучший контроль скоростного режима.

Погрешность спидометра

Следует обратить внимание на один важный момент — все спидометры характеризуются погрешностью, которая может лежать в пределах до 10% и более. Чаще всего «врут» механические и электромеханические приборы с ДСА шестеренчатого типа. Причем на разных скоростях погрешность разная, а при определенной скорости датчик спидометр просто перестает нормально работать.

Определенной погрешностью отличаются спидометры авто с передним приводом, она возникает вследствие того, что колеса при повороте проходят разный путь — это сказывается и на показаниях спидометра, и на работе одометра.

А вот при замене колес может возникнуть не погрешность, а постоянная ошибка. Например, используя колеса меньшего диаметра, показания спидометра будут на 1,5-2,5% выше, чем реальная скорость авто. При использовании колес большего диаметра показания, напротив, будут меньшими.

Наконец, практически все современные спидометры дают точные показания до скоростей 60-70 км/ч, а выше они начинают «врать» в большую сторону. Это сделано специально в целях безопасности, устранить такую погрешность невозможно, так как она заложена в алгоритм работы прибора.

Выбор и замена спидометра

Пристальное внимание следует уделять покупке нового спидометра и ДСА к нему. Главное, чтобы новый прибор и датчики были той же модели и типа, что старые — только так будет достигнута точность в показаниях. Новый же спидометр рекомендуется ставить и при монтаже на автомобиль тахографа.

При своевременном ремонте, правильном выборе и грамотной установке спидометра будет выполнено не только требование ПДД, но также и приняты меры для обеспечения безопасности транспортного средства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector