Goldenfly.ru

Положительные и отрицательные моменты, которые нужно учитывать при смазывании колесных болтов

Чем смазать колесные болты? Советы, факты и мифы

Для любой металлической детали требуется смазка, иначе она потеряет свои свойства и со временем потребуется замена. В этом материале пойдет речь про смазку колесных болтов, как это делать, что применять и какие типичные ошибки совершают многие по незнанию. Именно смазка создает защитный слой, во первых, защищая от воздуха и влаги. Однако не во всех случаях это актуально и обоснованно.

Содержание

Виды болтов

Колеса крепятся двумя способами:

Вариант с болтами в наше время уже не актуален, поскольку это опасно (легче самопроизвольное откручивание), да и выглядит так себе.

Боты намного лучше закручиваются, сложнее раскручиваются. Этого удалось добиться, благодаря наличию специальных углублениях на дисках (не важно, литых или штампованных). Вариантов тут множество, начиная от форм, заканчивая размерами.

Факт: Стандартный размер колесных болтов 12-14 мм. По форме делаются под стандартный гаечный ключ, специальный шестигранник или секретку.

Про смазку

Этот вопрос всегда вызывает споры, сторонников смазывать колесные болты навалом, хотя немало тех, кто не принимает эту позицию, причем не пустом месте, а аргументируя.

Смазка помогает предотвратить процесс коррозии, не дает болтам прикипеть, это правда но с другой стороны, сейчас делаются специальные болты со специальным покрытием, которое обладает теме же самыми свойствами, что и смазка. Впрочем, малобюджетные машины в расчет не берем, там экономят на всем.

Нельзя не упомянуть минус – наличие смазка, снижает коэффициент трения, что может отразиться на откручивании болта, особенно на скорости (не забывает про вибрацию), а это уже опасно.

Как все обстоит в реальности

Крепления прикипают не из-за отсутствия смазки, а благодаря сильному затягу, в прямом смысле до максимума, чтобы наверняка. В помощь статья “Момент затяжки колесных болтов”). Именно чрезмерная перетяжка, деформирует резьбу, причем как в самой ступице, так и на диске. Бонусом, это дополняется коррозией (если болты не обработаны с завода).

Владельцам старых ВАЗов, лучше по привычке продолжать пользоваться смазками (литолом или солидолом), все таки зимой, у нас в стране дороги обильно посыпают реагентами, а если они спокойно провоцируют появление рыжиков на кузове, то представьте, что творится в колесах. А вот для более менее свежих иномарок, лучше от этого избежать.

Если решили смазывать

Запомните, много, не значит лучше, не нужно поливать болт, как хлеб майонезом, минимальное количество смазки прекрасно справится с защитой от прикипания. Если под рукой солидола или литола нет, поищите графитную смазку. Наносите только на резьбовую часть, ни в коем случае не трогайте конусную – именно она фиксирует болт от самопроизвольного откручивания.

Использование отработанного масла категорически запрещается, да, оно помогает защитить пороги от коррозии, но для применения в колесах, не годится от слова совсем.

Есть, хороший альтернативный вариант – купить резиновые заглушки на колеса. В знаменитом китайском магазине, вместе с доставкой, все выйдет в 140-200 рублей. Они плотно одеваются на болты, снижая проникновения всего постороннего в места креплений, и да – на скорости не вылетают. Как вариант 100% панацею, не пойдет, но как доп. защита за копейки – вполне себе ничего.

Другой вариант, сбрызгивать посадочные места WD-40 (или RW-40), эффект будет в принципе тот же самый, но без явного вреда и фанатизма – окислы уйдут, защитная пленка образуется, да и по цене он соизмерим с тюбиком смазки.

А вот, если болты прикипели, используйте методы и средства, описанные в статье (блок со ссылкой, будет прямо под этим материалом). Самый плохой вариант – придется его ломать – это долго, проблемно и стоит денег.

Важно: не забывайте, что у болтов и гаек есть свой срок службы, все ломается, не нужно потом искать виновных (мол “нужно было смазывать” или “зачем я это сделал”).

Читать еще:  Предохранитель стеклоподъемника ВАЗ 2114

Заключение

Этот спор никогда не утихнет, всегда люди будут делать так, как считают нужным, с этим ничего не поделать, но теперь вы знаете этот вопрос с практической стороны и сами принимайте решение, но все же, наша редакция, склоняется к покупке нормальных болтов, пускай такая разовое приобретение немного ударит по карману, зато никаких танцев с бубном, потом не понадобится.

Если обратите внимание, то ни на одном шиномонтаже, их не смазывают, что говорит о нецелостности применения, разве, что по вашей личной просьбе сделать. Другой же момент – это инструкция к автомобилю – там нигде не указано о подобных действиях.

Обратите внимание, на чем ездят, люди кричащие о необходисости смазки – как правило это владельца АвтоВАЗА, чьи машины обслуживаются максимально дешево и по колхозному, отсюда и применение советских практик.

D-AVerk › Blog › Смазывание болтов. Нюансы, особенности, опасности.

Собственно, навеяло свежим опытом из БЖ Странного Агрегата. (вот здесь запись с сутью дела)

Если лень идти по ссылке, краткое содержание — при ревизии болтов крепления кузова к раме был найден вдупель убитый коррозией болт (до такой степени что даже шайба не снималась, из-за распухшей резьбы).

Я задумался, чем бы их защитить. Самый простой и очевидный ход — смазать чем-нибудь. Причем это что-нибудь должно
1) быть устойчивым к смыву
2) Не вступать в реакцию с резинками
3) Не провоцировать электрохимическую коррозию.

Но недолгие размышления натолкнули меня на совершенно другой аспект проблемы. Как известно, в простом случае болта у нас момент затяжки расходуется на 3 составляющих
а) собственно сам момент натяжения болта
б) трение по резьбе
с) трение по привалочной поверхности болта о детальгайку.
И поэтому, паспортные мурзилочные данные о моменте затяжки учитывают эти три составляющих для нового сухого болта вкручиваемого в новую сухую гайку с притиркой к новому сухому боку детали.

Как только мы добавляем смазку, то трение на резьбе иили привалочной поверхности резко падает, и нужного усилия на самом болту мы достигаем уже при существенно меньшем моменте. Говоря простым языком, там где мы раньше тянули 60Нм и было норм, на смазанном болту мы уже рискуем сорвать резьбу.

Йошкарала!
Привожу пример таблицы с изменением коэффициента трения для разных типов покрытий болтов и разных состояний. Как видите, коэффициенты трения меняются существенно, и что хуже всего, в широком диапазоне. Это означает, что простой формулы пересчета момента для смазанного и не смазанного болта не существует. И если в одном случае будет достаточно тянуть 50 вместо 60, то в другом случае, уже 40 будет многовато.

Например для болта 8.8 М12 93Нм это уже почти предельный момент ( в случае сухого и нового). При мурзилочных 60-80Нм мы уже опасно балансируем у края. А если болт смазать и понизить коэффициент трения почти в два раза, затягивая его же моментом 80 мы получим усилие почти в два раза выше предельного, т.е. скорее всего свернем резьбу или порвем болт.

Но счастье не было бы полным, если бы после молока мы не сьели огурцов.
Дело в том, что, например корродировавший болт (или гайка) наоборот уменьшают усилие при том же моменте. Т.е. сухой корродировавший болт нам надо тянуть большим усилием, чем положено по мурзилке, чтобы добиться паспортного усилия (преодолевать большее трение резьбы и привалочной плоскости).

Пример натурного эксперимента ниже.

Исследовались следующие состояния резьбовой пары:
1 – новая резьбовая пара без применения смазочных материалов;
2 – новая резьбовая пара смазана моторным маслом;
3 – резьбовая пара после корродирования обработана ингибиторной
жидкостью;
4 – резьбовая пара после корродирования смазана синтетическим моторным
маслом.

Таким образом, если мы не мазали и не обрабатывали наши болтыгайки на новой машине, дальше мы имее дело с уравнением о двух неизвестных.
1) добавление смазки снижает необходимый момент
2) наличие на болтугайке какой либо коррозии увеличивает необходимый момент
Причем и то и то в совершенно некалькулируемой пропорции.
Собственно понятно, почему ряд крепежа в подвеске автопроизводитель предполагает подлежащим замене при каждом откручивании )))). Другое дело, что например закладные шайки в кузове заменить не выйдет, как и например менять кулак при каждом откручивании стойки.

Читать еще:  Ремонт стоек амортизаторов своими руками

К сожалению, простого выхода из этого концептуального тупика я не вижу.
Ни понимания как спасать болты в нашей упырной соляной зиме, ни понимания каким моментом их в итоге тянуть.

А что по этому поводу думаете вы? (ну кроме тянул, тяну и буду тянуть и прыгать ногами на трубе).

Вот почему нельзя смазывать колесные болты

Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с необходимостью поправить что-то в автомобиле собственными руками. При этом они, как правило, делятся на три категории. Одни предпочитают лишний раз смазку не трогать, вторые заливают ее даже туда, где она быть не должна, а вот третьи строго следуют инструкции, которая прилагается к каждому автомобилю.

Сегодня давайте подробнее поговорим о колесных болтах и о том, нужно ли их смазывать.

Большинство автомобилистов, которые имеют довольно внушительный опыт вождения, в один голос скажут, что смазывать болты нужны. Наносить смазку очень даже полезно. Особенно это помогает в случаях, когда колесо очень долго не откручивается. При наличии смазывающего материала на резьбе таких проблемы встречаются гораздо легче. Что существенно облегчает процесс замены колес.

Для того, чтобы смазывать болты и гайки, чаще всего используется самая обычная графитка. Она стоит не дорого, да и найти ее можно практически в каждом магазине автомобильных товаров.

Естественно, мнение большинства не всегда бывает истинным. Однако, для того, чтобы разобраться в ситуации достаточно обратиться к руководствам по эксплуатации, которые прилагаются к каждому автомобилю, но старательно игнорируются владельцами транспортных средств.

Например, в инструкции по использованию, таких авто, как Volkswagen Jetta, Skoda Octavia или Toyota Camry есть довольно четкие указания по поводу этого вопроса. Производитель говорит о том, что нельзя смазывать болты ни маслом, ни консистентной смазкой. Так как, по его заявлению, это может привести к ослаблению крепления, из-за чего появляется риск слета колеса во время движения. А это повлечет за собой не только серьезное ДТП, но, возможно, и человеческие жертвы.

В руководстве по эксплуатации от Toyota говорится также и о том, что это приведет к слишком сильному затягиванию колесных гаек. В результате этого можно серьезно повредить как сам болт, так и диск.

Разумеется, все это всего лишь рекомендации. Каждый автомобилист сам в праве решать, как ему эксплуатировать собственного железного коня. Стоит учитывать и то, что понятия об необходимом уровне смазки. Вполне возможно, что небольшое количество графитки не повредит, но не стоит заливать болты смазкой.

Фото с интернет-ресурсов

на новые авто пользователям сайта Drivenn

Что еще почитать

Комментарии

на самом деле, смазывать не так уж обязательно. конечно, без смазки вероятность коррозии и закисания возрастает в разы, как и потенциальные проблемы – сорванная резьба, слизанные грани, сломанные болты и шпильки. но на большинстве машин и без смазки все нормально откручивается и закручивается. просто штатным ключом вне шиномонтажа не смазывая колесный крепеж вы реально рискуете столкнуться с невозможностью поставить запаску, например.

еще один на мой взгляд важный момент – очистка привалочной поверхности и места контакта центрального отверстия в случае, если там есть ржавчина (у 2/3 авто) и ее смазка. это спасет от “прикипания” колеса к ступице. например, на большинстве bmw колеса склонны прикипать и их нужно сбивать с открученным крепежом – центральное отверстие держит очень крепко, если понадобится снять колесо самостоятельно, это может оказаться невозможно без чего-то тяжелого (на самом деле, можно сбить запаской, большой палкой, кувалдой, а если ничего под рукой нет, то ослабить крепеж до появления зазора в 3-4 миллиметра между колесом и конусом и так сделать небольшой кружок по парковке, пару раз тормознув резко. так снимается любое закисшее колесо, даже если его невозможно сбить кувалдой).

Читать еще:  Способы избавиться от скрипа тормозных колодок

как бывший владелец шинки с многолетним опытом, конечно, скажу, что тщательно очищать и смазывать нужно всё – и привалочные поверхности, и крепеж, и шпильки (при наличии), чтобы все контактирующие поверхности были чистыми и смазанными. это тотально облегчает труд съемщика и сводит к минимуму риски эксплуатации – невозможность поставить запаску в дороге или попадалово на сорванный/сломанный крепеж.

затягивать я всегда рекомендовал на 10-20 нм сильнее, чем по паспорту, т.к. там данные для сухой, новой резьбы. ржавая требует усиления момента аж на 30%. а 10% я добавлял для гарантии от погрешности динамометрического ключа. никогда наш крепеж не откручивался, в клиентской базе было 3,5 тысячи клиентов, из них более половины были постоянные. так что статистика была хорошая.

смазку можно использовать любую, кроме wd-40. литол, графитка – без разницы. лучше всего, конечно, какую положено – медную. но она дорогая, продается далеко не везде, это скорее для перфекционистов. wd-40 содержит киросин с самым дешевым машинным маслом, к концу сезона от нее не остается ничего, но если под рукой нет другой смазки и взять негде, то лучше побрызгать хотя бы wd-40, так хотя бы во время затяжки бОльшая часть влаги будет удалена из мест прижима резьбы и конуса и коррозии будет меньше, чем если вообще ничем не смазать.

еще один момент – шиномонтаж осенью/зимой делается обычно в условиях либо осадков, либо уже лежащего снега. вода и снег неизбежно попадают в резьбу при шиномонтаже, поэтому коррозия многократно ускоряется. если не смазывать резьбу, то прихваты и коррозия в таких условиях гарантированы. поэтому особенно при шинке в осенний сезон смазывайте всё обязательно.

и раз уж зашла речь о шинке. пожалуйста, во имя памяти а.с. пушкина, не используйте секретки со слабыми ключами! mcgard и прочая *** с секретным ключом, имеющим глубину зацепа с крепежом 2-3 мм – это ЗЛО! секретные ключи с тонкими стенками – это тоже ЗЛО. сейчас на рынке полно съемников секреток (головка с кривыми ножами внурти), которые бесшумно и секунды снимает ЛЮБУЮ секретку, кроме самых поганых секреток в мире – штатных французских: их лучше менять сразу, как увидели их на своем авто! ключ от них ОБЯЗАТЕЛЬНО сломается, это только вопрос времени. хорошо если в шинке будет рукастый хозяин, который будет вам бесплатно варить сломанный ключ из “любви к искусству” и постоянным клиентам. но вероятность этого стремится к нулю. съемники вам тоже не помогут, там не за что цепляться. вы попадете гарантированно. лучше всего берите секретки с надежными ключами – с толстыми стенками, с большим количеством граней для надежной передачи большого крутящего момента на откручивание. помните, что секретка – это защита от “пионеров”, настоящего профи они не задержат, а вот вас могут выставить на большие деньги – во многих сервисах до сих пор не слышали о съемниках и не умеют даже набивать головки меньшего номинала (или скорее не хотят портить свой инструмент) – сразу в ход идет сварка, болгарка и т.п. с полным уничтожением колеса и заоблачной ценой за работу.

в общем, статья глупая. в странах с теплым климатом может и можно не смазывать колесный крепеж, а у нас без этого просто нельзя нормально эксплуатировать автомобиль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector