Goldenfly.ru

Почему опасно ехать справа от фуры?

«Нельзя просто взять и остановить 40 тонн»: дальнобойщик рассказал, как не попасть в ДТП с грузовиком 16:38, 12 ноября 2018 Версия для печати

Аварии с участием грузовиков и легковых авто часто приводят к серьезным последствиям. Как правильно вести себя водителям большегрузов и легковушек? Советами делится дальнобойщик с 25-летним стажем и эксперты по безопасному вождению.

История фото: фура ехала по трассе М1 Брест — Минск — граница РФ в направлении Бреста. На 295-м километре дороги водитель грузовика совершил столкновение с Geely и Lancia Zeta, которые остановились, чтобы пропустить женщину, которая шла по нерегулируемому переходу. После этого один из автомобилей совершил наезд на 72-летнюю женщину. Женщина от полученных травм умерла на месте происшествия. Водитель и пассажир Geely с травмами различной степени тяжести госпитализированы.

«Сзади летит фура — нажмите на тормоз и прижмите голову к подголовнику»

— По поводу аварии в Столбцовском районе сложно сказать, можно было избежать трагедии или нет, но водитель легкового автомобиля мог видеть, как сзади к нему приближается фура. И если нет возможности уехать вперед или в сторону, то можно было посигналить пешеходу, чтобы он по крайней мере повернул голову и увидел, что происходит.

Сигналя пешеходу, мы даем ему шанс выжить. У него будет хотя бы 2−3 секунды, за которые, возможно, он что-то сделает.

Водителю же в случае такого неизбежного столкновения с фурой мы рекомендуем нажать педаль тормоза и включить нейтральную передачу. Голову нужно прижать к подголовнику, чтобы избежать травмы шеи, — говорит руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников.

Если перед вами остановился грузовик, остановитесь за ним чуть левее

Бывают и такие аварии: грузовик подъезжает к месту разгрузки, останавливается, начинает сдавать назад и въезжает в машину, остановившуюся сзади. Потому что водитель грузовика эту машину не увидел.

— А почему не увидел? Потому что легковой автомобиль узкий и полностью прячется «за бортами» грузовика. И поэтому, если вы едете за грузовым авто, стоит почаще показывать себя в его зеркалах заднего вида, смещаясь правее или левее. Лучше левее, потому что в это зеркало водитель смотрит чаще. А если грузовик остановился, то лучше за ним остановиться тоже чуть левее, на линии обзора через зеркала, — советует эксперт.

Водители грузовиков очень редко резко жмут на тормоз

«Учить» грузовик — это, пожалуй, самое безрассудное, что можно сделать на дороге в отношении большегруза. Здесь возможны два варианта развития событий. Фура резко тормозит, ее «складывает», и она попутно «сгребает» еще несколько машин с непредсказуемыми последствиями. Второй вариант — водитель фуры вообще не будет резко тормозить и снесет такого «учителя».

Когда у грузовика в прицепе, например, металл или бетонные плиты, то при резком торможении они уедут вперед и раздавят кабину. Такие случаи нередки. И водитель грузовика это понимает, поэтому даже на подсознательном уровне не нажмет резко на тормоз.

Да и просто повредить машину «учителю» выйдет дешевле, чем уйти в кювет с дорогостоящим грузом.

— И еще один небольшой совет: на перекрестках, где происходит смещение полос, лучше находиться сзади или впереди грузовика, который из-за габаритов может «зацепить» соседние полосы, — подсказывает Сергей Овчинников.

Никогда не опережайте фуру справа

— Все проблемы взаимоотношений сводятся к тому, что водители легковых авто не понимают всех особенностей и отличий в управлении тяжелой и длинной грузовой техникой, связанных с мертвыми зонами, риском складывания, большим тормозным путем и габаритами. Поэтому зачастую демонстрируют необдуманное и безрассудное поведение, — добавляет Дмитрий Перлин, заместитель руководителя Центра контраварийной подготовки.

— Обзорность на тяжелой технике — тягачах, фурах, бортовых грузовиках — существенно отличается от легковых автомобилей. Мертвые зоны имеют свою специфику. Самое опасное место — справа у переднего колеса, но в целом опасной можно считать всю зону между передними и задними колесами, если говорить о тягаче. Поэтому первое правило: никогда не опережайте фуру справа и вообще пореже появляйтесь в описанной мертвой зоне.

На съездах с трассы или МКАД фура зачастую берется левее, чтобы вписаться в дугу поворота. Так вот, не надо при этом пытаться проскочить справа. Когда прицеп повернут по отношению к тягачу, водитель грузовика вообще физически не имеет возможности видеть, что у него происходит справа. Таких аварий очень много, достаточно вспомнить съезд с внутреннего кольца МКАД на Логойский тракт в сторону выезда из города.

Верх безрассудства — перестраиваться перед фурой и потом резко тормозить, останавливаясь на красный свет или пропуская пешехода. Такие «медвежьи услуги» могут закончиться плачевно. Тем более сейчас, когда мокрый и холодный асфальт существенно увеличивает тормозной путь.

Если на узкой дороге вы заметили тихохода и фуру за ним, то следует дождаться, пока фура обгонит тихоходное транспортное средство, и потом уже обгонять фуру. Если вы выйдете на обгон с ходу, то велик шанс того, что, когда вы будете находиться в мертвой зоне, фура тоже выйдет на обгон, — подсказывает Дмитрий Перлин.

Читать еще:  Топ-7 авто, которые в подержанном состоянии лучше не покупать (видео)

Водители легковушек считают, что можно влезть в просвет, который держит фура, и остановиться

А теперь взглянем на ситуацию глазами дальнобойщика с 25-летним стажем Владимира Готовко. Во многом он поддерживает слова экспертов.

— У меня есть три основные претензии к водителям легковых автомобилей. Первая, и самая главная — это перестроения перед носом у фуры. Они ж никогда не думают, что дальнобойщики не просто так поддерживают большую дистанцию. Попробуй остановись, когда у тебя 40 тонн за спиной! А водители легковушек считают, что можно влезть в просвет, который держит фура, и резко остановиться. И при этом по ПДД такой «ездюк» останется в большинстве случаев прав. Я уже давно из-за таких «влезаний» хочу приобрести видеорегистратор, потому что без него доказать что-либо очень сложно. Если говорить о пешеходных переходах на трассах, то это, конечно, очень опасные места. Опять же тем, что водитель легковушки опередит тебя, потом заметит пешехода и нажмет в тормоз. А тебе как остановиться? — возмущается Владимир.

— Вторая претензия — слишком долгое нахождение легковых машин в мертвой зоне. В интернете полно картинок, где схематично объясняется, в каких зонах грузового автомобиля водитель не видит легковушку. Самое опасное место — под зеркалами заднего вида. Да, на фурах стоят дополнительные «сферы», которые направлены на асфальт, но могу по опыту сказать, что водители-дальнобойщики пользуются ими чаще всего при парковке, подъезде к месту разгрузки, чтобы контролировать бордюры и какие-то препятствия. А в движении во время перестроения бросают взгляд в основные зеркала. Посмотрите те же ролики в Сети, когда фура внезапно перестраивается в легковушку, которая едет сбоку бампер в бампер. Это не потому, что ему захотелось кого-то протаранить. С места водителя эту машину просто не видно! — предупреждает дальнобойщик.

Почему-то водители легковых машин упорно не хотят переключать свет с дальнего на ближний. Слепят постоянно. Видимо, считают, что если мы высоко сидим, то нам их дальний не мешает. Так вот — мешает, и очень сильно. Многие дальнобойщики устанавливают на кабину дополнительные фонари. И это не для того, чтобы лучше дорогу освещать, а «предупреждать» таких забывчивых о том, что они слепят встречного водителя.

— И еще один очень важный момент, который напрямую связан с безопасностью на наших дорогах. Я перестал вечером и ночью съезжать на обочину, чтобы уступить дорогу более быстрым водителям. Даже по рации уже ругался с несколькими такими «торопыгами». И сказал четко — я ночью съезжать на обочину не буду, пока у нас там шляются пешеходы без фликеров или трактористы, у которых на прицепе ни один фонарь не работает. Днем, когда с моего места обзорность хорошая — не вопрос. А ночью — нет никакого желания подвергать себя опасности, выезжая на обочину. Так что не надо мне светить в спину дальним, требуя уступить в таком месте дорогу.

Почему нельзя долго ехать справа от грузовика?

Часто в пробках можно видеть автомобили, попавшие под грузовики. Зрелище неприятное, и многие задаются вопросом: как они смогли так столкнуться? Рассмотрим причины распространенных аварий.

Многие начинающие водители воспринимают грузовые автомобили наравне с обычными легковушками. Они считают, что грузовик с прицепом или даже высокий тягач может проехать через перекрестки так же легко, как и небольшие хэтчбеки. Это заблуждение вызывает ненужные иллюзии, которые и приводят к неприятным казусам.

Читать еще:  Замена редуктора заднего моста ВАЗ 2107

Еще хуже, когда пешеходы тоже верят в этот миф и стараются обежать вокруг стартующего на светофоре или маневрирующего во дворе грузовика в надежде на то, что шофер их быстро заметит и остановится. Порой такие действия заканчиваются плачевно или даже трагически.

Слепые зоны

Чтобы оценить всю грандиозность заблуждений, достаточно хоть раз побывать в кабине магистрального тягача или строительного самосвала. Она сравнима с кухней небольшой однокомнатной квартиры. Если сидеть с левого края, то правый бок не просматривается. То есть обзор с водительского кресла ограничен и он не идет ни в какое сравнение с обзором с водительского места легковушки и даже крупного внедорожника.

Слепые зоны окружают грузовик повсюду. Шофер грузовика не видит пространство впереди бампера на расстоянии около 1,5 м и не видит правый угол тягача. Он не может разглядеть то, что делается справа от кабины на расстоянии около 5 м. Он почти не знает, что происходит сразу за кормой прицепа. Поэтому при езде на этом «доме с колесами» водители в немалой степени полагаются не только на глаза, но и выработанное годами чутье и интуицию.

Грузовик всегда режет поворот

Необходимо помнить несколько правил взаимодействия с грузовиками, которые отчасти даже внесены в ПДД. К примеру, нельзя мешать грузовикам с прицепом и автопоездам при поворотах и разворотах. Если магистральный тягач выезжает на перекресток, то он обязательно едет по внешней траектории и делает большой крюк с выездом на обочину или на соседнюю полосу попутного направления.

Дело в том, что полуприцеп при повороте идет по меньшему радиусу и срезает поворот. Его колеса не попадают в следы тягача и проходят гораздо ближе к краю дороги. Если там оказывается какой-то предмет, то возникает риск наезда колесами полуприцепа. Грамотные шоферы фур всегда смотрят, свободна ли площадка для поворота. Если там пусто, то дальнобойщик занимает такое место, чтобы обеспечить с боков пространство для прохода колес фуры.

Однако водители легковых машин считают такой маневр приглашением к проезду вперед. Они занимают пустоты дороги справа от грузовика, непосредственно в непросматриваемой зоне. В общем, при начале поворота грузовик может прокатиться сцепкой по пролезшему вперед автомобилю. Если повезет, то шофер заметит ДТП и грузовик остановится. Но бывает, что водитель грохочущего тягача просто не чувствует столкновения. Тогда груженный тяжелым товаром прицеп продолжит движение, разрушая борт легковушки и причиняя ей еще больший вред.

Поэтому ПДД запрещают занимать место с боков полуприцепа в тот момент, когда грузовик готовится к повороту направо или налево. Магистральный тягач имеет в этих случаях преимущество.

Держитесь подальше

Нельзя также долгое время находиться справа от фуры на дорогах с несколькими полосами движения.

Часто крупные многотоннажные грузовики двигаются со сравнительно небольшими скоростями и стараются занимать крайние правые полосы, чтобы не мешать скоростному транспорту. Поэтому их нахождение в левых рядах всегда недолговременно. Водители после совершения обгона стараются перестроиться вправо и занять комфортное для них положение. Шофер смотрит в зеркала, потом выжидает, пока опережающие машины закончат маневр, и выкатывается на соседнюю полосу. Если в мертвой зоне справа окажется какой-то автомобиль, то есть риск столкновения.

Еще одно очень распространенное нарушение происходит в дорожных заторах. Часто водители легковушек стараются протиснуться справа перед бампером у грузовика. Некоторые думают, что шофер фуры увидит их выдвинутый нос и будет пропускать. Однако грузовик и не думает останавливаться и таранит легковой автомобиль с непредсказуемыми последствиями. Шофер тягача просто не видит легковушку.

В общем, рядом с грузовиками нельзя вести себя безрассудно. Шофер тягача не оценит ненужную торопливость легковых машин и гарантированно врежется вслепую, если чутье не подскажет ему остановиться. Поэтому лучше объезжать грузовики подальше и давать звуковой сигнал, если кажется, что столкновение вот-вот произойдет. Нельзя также резко тормозить перед фурой, считая, что 50-тонная громадина имеет такой же остановочный путь, что и легковой седан.

Не стоит рисковать: почему опасно находиться справа от грузовика?

Многие начинающие водители часто не видят разницы между легковыми и грузовыми машинами. Некоторые из них наивно полагают, что большегрузы способны маневрировать на дорогах не хуже обычных авто, однако такое заблуждение может привести к серьезным последствиям.

Читать еще:  Сотрудникам ГИБДД запретили снимать госномера

Автомобилисты обязаны соблюдать несколько правил взаимодействия с грузовиками. О некоторых из них водители знают непосредственно из ПДД, в то время как другие считаются негласными. Об основных из них и пойдет речь ниже.

Габариты и «слепые зоны»

Прежде всего, грузовики отличаются от легковушек своими габаритами. Они гораздо крупнее обычных машин (особенно если речь идет о магистральных тягачах), из-за чего водителям таких транспортных средств порой весьма непросто следить за ситуацией на дороге.

Дело в том, что обзорность кабины коммерческого автотранспорта достаточно ограничена. Особенно много так называемых «слепых зон» у строительных грузовиков и магистральных тягачей.

В частности, из их кабины практически не видно первые 1,5 метра пространства впереди бампера, а значит если перед стоящей машиной решит пройти человек, то водитель вполне может не заметить его и тронуться с места, что чревато крайне печальными последствиями для пешехода.

Кроме того, из кабины фуры с левым расположением руля плохо просматривается правая сторона, что на дорогах с несколькими полосами движения может быть опасно уже для неосторожных водителей легковых машин.

Опасность при обгоне

Большинство водителей грузовиков стараются ехать исключительно по крайней правой полосе, предоставляя полосы слева более скоростному транспорту.

Если же впереди вы видите магистральный тягач, движущийся не в крайней правой полосе, то это может означать, что водитель данной машины сам недавно совершил обгон другого медленно плетущегося транспорта. В такой ситуации крайне не рекомендуется пристраиваться справа от большегруза.

Дело в том, что шофер фуры может просто не заметить находящийся сбоку автомобиль из-за упомянутой «слепой зоны». Если водитель грузовика решит вновь вернуться в крайнюю правую полосу, то он может зацепить пристроившуюся рядом легковушку.

Опасность на поворотах

На поворотах и разворотах автомобилисты должны быть предельно аккуратны и ни в коем случае не мешать автопоездам и грузовикам с прицепом. Связано это с тем, что при совершении таких маневров на перекрестках магистральный тягач всегда едет по внешней траектории, делая большой крюк с выездом на обочину или на соседнюю полосу попутного движения.

Если самому грузовику для поворота достаточно относительно немного свободного пространства, то с полуприцепом дела обстоят несколько иначе. Он следует за тянущей его машиной по меньшему радиусу и срезает поворот. Колеса полуприцепа не попадают в следы колес тягача, а проходят ближе к краю дороги.

Чтобы успешно выполнить такой маневр опытные водители фур предварительно смещаются к центру дороги, чтобы во время поворота полуприцепу хватило свободного пространства. К сожалению, некоторые автомобилисты, видя, что грузовик съезжает с края полосы ближе к середине, почему-то полагают, что таким образом водитель тягача предлагает им проехать вперед.

В результате они начинают объезжать фуру справа, и если шофер грузовика начнет в этот момент разворот, то он просто снесет другую машину с дороги своим полуприцепом. Винить в этом водителя тягача нельзя, так как справа от него находится одна большая «слепая зона» и увидеть проезжающий сбоку автомобиль он просто не может.

При этом нередко водители фур далеко не сразу замечают момент столкновения (например, из-за шума в кабине). Они продолжают маневр, выталкивая легковушку с дороги и нанося ей серьезные повреждения.

К слову, о таких ситуациях даже говорится в ПДД, причем в правилах черным по белому написано, что водителям легковушек запрещено занимать место сбоку от автопоездов и грузовиков с прицепом в случае, если данные транспортные средства готовятся совершить поворот направо или налево.

Опасность в пробках

Столкновения с грузовиками случаются не только на более-менее высоких скоростях, но и в вялотекущих пробках. Обычно такие ДТП происходят из-за того, что водитель легковой машины пытается протиснуться справа перед бампером у грузовика, полагая, что шофер фуры увидит их и пропустит вперед.

Однако в большинстве случаев водитель грузовика не замечает помеху и продолжает движение, тараня пытающийся втиснуться перед ним автомобиль.

Итоги

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что рядом с грузовиками водителям легковушек нужно быть предельно аккуратными. Это не их весовая категория, поэтому любая ошибка может обойтись очень дорого.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector