Goldenfly.ru

Почему автогаз активно прибавляет в своей стоимости

Без паники: почему стоимость автогаза взлетела и что будет с ценами к началу 2019 года

Цена автогаза на большинстве АЗС в Украине скакнула более чем на 2 гривны и активно продолжает расти. Топливные трейдеры в один голос твердят, что объективных причин для этого нет, и цена в ближайшее время откатится к прежнему уровню. Так ли это на самом деле – разбиралась редакция NEWSONE.

Новости о росте цен не могли оставить равнодушными украинских водителей, ведь по состоянию на 31 октября максимальная стоимость автогаза на некоторых украинских заправках достигла отметки 17,09 грн/л. В то же время, стоимость газа на АЗС столицы и области составила от 15,38 до 16,99 грн/л. А средняя цена на данное время достигла 16,18 грн. При этом на небольших заправках этот вид горючего предлагают по 15,25 – 16,70 грн.

Мы пообщались с экспертами и выяснили, чего ждать от украинскиого рынка топлива, а также, что будет с ценой на автогаз до конца 2019 года.

Косянчук Леонид,

эксперт топливного рынка

– Есть несколько причин, почему розничные цены на автогаз выросли. Первая причина — это сокращение импортных поставок. Россия объявила, что они заканчивают процедуру реэкспорта через Беларусь, поэтому последняя начала тормозить поставки сжиженного газа в Украину. Вторая — это проблемы нашей “Укрзализныци”. Порядка больше 300 цистерн со сжиженным газом уже скопилось на перегонных станциях, и ждут пока появятся тепловозы и дизель для них. Тем временем, спекулянты на внешних рынках, в рамках биржи, пользуются любыми моментами, чтобы как-то сыграть на ценовых качелях.

Если говорить в среднем по Украине, то цена на газ варьируется от 17 грн до 16,05 грн. Стоит понимать, что особой трагедии в этом нет, потому что 16,38 грн/л — это приблизительно чуть меньше 50% от стоимости бензина. Это говорит о том, что газ еще востребованный и экономически интересен, как альтернативное топливо. Спрос на него держится, хотя операторы рынка сегодня, в связи с такими высокими ценами на оптовом сегменте, получают минимальный доход от продажи этого топлива.

К хорошим новостям можно отнести то, что в случае с газом у нас есть естественный регулятор, то есть, если газ стоит больше 50-55% от 95-го бензина, то он перестает быть вообще привлекательным и приводит к падению спроса. Всегда есть альтернатива и можно перейти временно на бензин, если цены не устраивают. А по сокращению потребления и цены просядут.

Что касается бензина, то пошла тенденция на снижение цены – за месяц она упала с 757 долларов/тонну до 668. Именно поэтому многие сети на 50 копеек понизили цену на бензин. Но до конца года осталось два месяца и большую часть времени у нас был недостаточный маржинальный доход. Поэтому многие операторы рынка пытаются перекрыть эту недостачу по дизельному топливу, в том числе, удержанием цены на бензин, но это не будет длиться долго.

Не стоит забывать о том, что Беларусь сейчас немного притупила поставки по дизельному топливу в ожидании заключения термов на следующий год. И хотя Лукашенко заявил, что он не будет снижать объемы поставок в Украину в следующем году, но до его начала еще два месяца. Поэтому возник ситуативный дефицит дизельного топлива и его действительно сегодня не хватает. Поэтому цена в оптовом сегменте достаточно высокая. Но я думаю, что это временное явление.

Прогноз

– Сегодня наступает ноябрь и рынок ждет, что просядут цены внешнего рынка, сократится потребление автогаза и цены все равно выровняются. А поставки, которые сегодня не доходят с Беларуси, в ближайшем будущем будут замещены прямыми поставками из России. И все потому, что “Лукойл”, “Газпромнефть” и другие ведущие компании уже получили разрешение от ФСТЭК (прим.ред. – Федеральная служба по таможенному и экспортному контролю) на прямые поставки сжиженного газа в Украину. Плюс, по нашим сведениям, там уже стоит очередь на получение этих разрешений. То есть, они ушли от реэкспорта через Беларусь и хотят напрямую поставлять в Украину. Рынок достаточно емкий, востребованный и конкурентоспособный. Мы ожидаем, что ноябрь выровняет цены на все виды топлива, в том числе стоимость газа опустится до 45% от цены 95-го бензина.

Стоимость на дизель также выровняется уже в следующем месяце, ведь полевые работы закончатся, и он будет менее востребован. Тем более, мы не должны забывать, что еще месяц, и мы входим в “мертвый сезон потребления”. Практически до конца февраля происходит спад потребления. В общем, невзирая даже на то, что декабрьские фьючерсы были достаточно низкие на нефть, резкого повышения цен не будет, а понижения – так тем более.

Артем Куюн,

заместитель директора ООО “Консалтинговая группа А-95”, эксперт рынка сжиженного газа

– Критичных скачков стоимости сжиженного газа нет. Есть только поползновение по цене, вызванное объективными факторами. Например, рекордные цены на газ в Европе, которые сейчас уже опускаются вниз. В течение десяти дней, мы ощутим эти подорожания на себе. При этом, есть факторы дороговизны рынка в Европе, откуда мы импортируем 75 % автогаза и привязаны к некоторым котировкам. Также, “Укрзализныця” задерживает вагоны с газом, что создает небольшой дефицит на рынке. Но я уверен, что это не имеет никаких определяющих значений.

Читать еще:  Сущность и функции кнопки «Shift Lock» на АКПП

Прогноз

– В течение двух недель нам придется ощутить высокие цены на автогаз. А вот после, начинается “мертвый сезон потребления” и цена будет снижаться достаточно ощутимо. Цена на газ больше не будет значительно расти, сегодня она находиться на пиковых значениях. И хотя еще остались некоторые основания для ее роста, но падающий спрос на фоне снижения температуры является сдерживающим фактором. Поэтому, по моим прогнозам, цена на автогаз больше расти не должна.

Дмитрий Марунич,

эксперт по энергетическим вопросам

Бензин дорожает вслед за ростом стоимости нефти. Недавно уже был скачок цен на него, но вскоре они немного снизились, поэтому ситуация даже в некоторой степени оптимистичная. По крайней мере, курс гривны не валится высокими темпами. А цены на нефть тоже немного просели и ничего удивительного не происходит. Мы наблюдаем, как топливо отражает объективные процессы на мировом рынке нефти и текущую ситуация с курсом национальной валюты.

Если говорить об автогазе, то его цена растет вслед за стоимостью на бензин. На данный момент форс-мажоров или дефицита на рынке автогаза нет. Импорт осуществляется стабильно, поэтому он отыгрывает рост цен на бензин. При этом автогаз все также остается альтернативным видом топлива для бензина, и трейдеры пытаются подтянуть его стоимость, чтобы цена не превышала 55-60% от стоимости бензина в розничной торговле.

Прогноз

– К сожалению, цены точно не будут существенно падать, а на бензин и автогаз – так точно. Если цены на нефть дальше будут расти или девальвирует гривна, то это станет новой предпосылкой для роста цены на топливо. До конца текущего года топливо, в том числе бензин, газ и ДТ, может подорожать на 5-7%. Санкции против Ирана, которые уже частично ввели представители власти США и обещают еще, могут спровоцировать дальнейший рост цен на нефть. Тогда на наших заправках появятся совсем другие цены.

Сергей Куюн,

директор консалтинговой группы “А-95”

– Сейчас происходит период стабилизации рынка топлива. Мы видим, что после роста цен в начале октября цены стабилизировались, но, опять-таки, ситуация очень разная. Например, если цены на бензин немного упали, то на дизельное топливо выросли. Почему так? На рынке ресурсный недостаток, то есть, поставки не такие, как были нужны. Это связано с тем, что октябрь был теплым, и получился сезон активного потребления. А рынок, в свою очередь, не рассчитывал на это, и поэтому возник небольшой разрыв по поставкам. Поэтому цены на дизельное топливо, в частности, подскочили. Например, на некоторых колонках сейчас дизель стоит дороже, чем бензин. Это нечастое явление.

Прогноз

– В октябре цены на газ росли из-за того, что на мировых рынках произошел подъем стоимости, а также была небольшая нехватка в поставках. Сейчас ситуация уже выравнивается. И в ноябре ожидается насыщение рынка топливом, поскольку все-таки сезон отступает и потребление будет снижаться. Я думаю, что уже вскоре мы увидим снижение цены на все виды нефтепродукта.

Анастасия Пасичная

Цены на автогаз пошли вверх: чего ждать автовладельцам весной

Автогаз в Украине дорожает. Это цикличный процесс – к лету растут спрос и цена на ресурс, а зимой они падает до минимума. За последние две недели автогаз набрал в цене 30 копеек, а через две-три недели он может прибавить еще гривню, уверены эксперты. Однако ресурс вряд ли превысит отметку в половину от стоимости 95-го бензина.

Как формируются цены на автогаз и почему на горючее не бывает стабильных цен, разбирался сайт “Сегодня”.

Автогаз дорожает впервые с октября прошлого года

Сжиженный газ пользуется спросом, пока его цена не превышает 50-55% от стоимости А-95. А сегодня его цена составляет 38% от стоимости бензина, отмечает эксперт энергорынка Леонид Косьянчук.

“В ближайшие две-три недели подорожание литра сжиженного газа на гривню не будет удивлением ни для потребителей, ни для операторов. И тогда мы дойдем до показателя в районе 40-42% от стоимости А-95. Сжиженный газ по-прежнему остается востребованным для потребителя, а для оператора рынка это продукт с минимальным маржинальным доходом. На сегодня маржа составляет 18 коп. на литре”, – рассказывает эксперт.

Всю зиму автогаз дешевел. С октября 2018 года по февраль 2019 цена сжиженного газа упала на 46%. В октябре оптовые цены составляли 29 тысяч гривен за тонну, а феврале 15 тысяч за тонну.

“Это средние цены, некоторые предлагали по 13 тыс. за тонну. Соответственно подешевел сжиженный газ и в рознице – до 21 февраля был минимум 10,39 грн/л. Как раз в этот период наложились два фактора – сезонность, когда спрос зимой сокращается, и излишек ресурса, который образовался еще в конце прошлого года, когда все думали, что цены пойдут вверх, а не вниз”, – отмечает директор научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.

Прошлогодний излишек автогаза исчерпался только в начале марта. Но, в отличие от бензина, источника сжиженного газа не так много. В основном, в Украину попадает автогаз из России, Беларуси, Казахстана, небольшой объем производится внутри страны.

“Когда кто-то хочет купить больше ресурса и создается ажиотажный спрос – в оптовом сегменте рынка сразу растут цены. Только за две недели они выросли на 22%. Это впервые с октября прошлого года. Ресурс закупила уже большая часть трейдеров, и подорожание в опте отображается на стеллах. Рост цен не такой уж большой – 3-4% от начала подорожания, которое началось 22 февраля. Я не думаю, что подорожание будет существенным. Рынок насытился и все будет определяться спросом”, – добавляет Рябцев.

Сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом

Рынок сжиженного автогаза существенно отличается от рынков других нефтепродуктов. Отличия заключаются в двух основных факторах. Первое – рынок конкуренции. Так, на рынке дизтоплива конкуренция очень высокая, причем компании конкурируют не за счет цен, а с помощью программ лояльности, по которым дают скидку. На рынке сжиженного газа из-за ограниченного количества поставщиков ресурса конкуренция не так высока.

“30% автогаза – это – внутреннее производство и 70% – импорт из РФ, Беларуси и Казахстана. РФ и Беларусь занимают по 40% и Казахстан – 20%. Плюс, этот рынок характеризуется “серым” сегментом подзаборных автозаправочных станций, с которыми боролись в Киеве, но они начали возникать за пределами города”, – поясняет Рябцев.

Второй фактор – сезонность. Если сравнить цены на бензин летом и зимой, то они почти не отличаются при равных условиях. На сжиженный газ спрос зимой ниже, чем летом, и двигатель на газе в мороз завести на так легко. Поэтому сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом.

“Соотношение между стоимостью сжиженного газа и бензином зимой составляет около 35-40%, тогда как летом – 45-50-55%. Учитывая невысокий уровень конкуренции, “серые” заправки, низкий контроль за рынком, стимулов для поддержки стабильных цен нет. Если стимулов нет, то участники рынка устанавливают цены в зависимости от спроса. Рост, который наблюдается сейчас, не вызван ни стоимостью нефти, ни ценой нефтепродуктов на границе, ни курсом гривни”, – говорит Рябцев.

“Государство самоустранилось от рынка нефтепродуктов и сжиженного газа”

Государство по отношению к рынку горючего выполняет только фискальную функцию. Никакого контроля и регулирования отрасли фактически нет, считает эксперт по энергетике Валентин Землянский.

“Государство самоустранилось от рынка нефтепродуктов и сжиженного газа. Оно выполняет только фискальную функцию – как источник наполнения бюджета. Тогда как доля “теневого” рынка по разным регионам составляет 25-50%. Государство не выполняет свою контролирующую функцию с точки зрения защиты потребителя, защиты конкуренции на рынке и наполнения бюджета”, – говорит аналитик.

Государство может стабилизировать цены на бензин и автогаз. Для этого не нужен жесткий контроль за каждой заправкой – цены можно стабилизовать путем регулирования ставок акциза или таможенных платежей. Таким образом можно сохранить уровень потребления, социально-экономическую ситуацию.

Читать еще:  Зачем зимой в машине включать кондиционер?

Леонид Косьянчук уверен, что государство не должно регулировать рынок в ручном режиме, но соглашается, что оно действительно “самоустранилось”. Предупредить скачки цен мог бы стабилизационный фонд топлива. Если его создать, то государство смогло влиять на цены на рынке, когда они растут, путем вливания на рынок большего объема горючего, и наоборот, когда ресурса много на рынке – скупать его.

“Регулирование может быть по принципу Национального банка. Как НБУ регулирует курс – путем валютных интервенций. Так почему нельзя регулировать цены на рынке путем ресурсной интервенции? Эту идею мы предлагали еще в 2006-2007 году, тогда обсуждали вопрос создания стабилизационного фонда. Если бы государство имело стабилизационный фонд, в пиковые периоды можно было бы проводить топливную интервенцию”, – отмечает Косьянчук.

Цены на автогаз пошли вверх: чего ждать автовладельцам весной

12 марта 2019, 07:38

Всю зиму сжиженный газ дешевел – с октября 2018 года по февраль 2019-го его цена упала на 46%

/ Фото: Данил Павлов, Сегодня

Автогаз в Украине дорожает. Это цикличный процесс – к лету растут спрос и цена на ресурс, а зимой они падает до минимума. За последние две недели автогаз набрал в цене 30 копеек, а через две-три недели он может прибавить еще гривню, уверены эксперты. Однако ресурс вряд ли превысит отметку в половину от стоимости 95-го бензина.

Как формируются цены на автогаз и почему на горючее не бывает стабильных цен, разбирался сайт “Сегодня”.

Автогаз дорожает впервые с октября прошлого года

Сжиженный газ пользуется спросом, пока его цена не превышает 50-55% от стоимости А-95. А сегодня его цена составляет 38% от стоимости бензина, отмечает эксперт энергорынка Леонид Косьянчук.

“В ближайшие две-три недели подорожание литра сжиженного газа на гривню не будет удивлением ни для потребителей, ни для операторов. И тогда мы дойдем до показателя в районе 40-42% от стоимости А-95. Сжиженный газ по-прежнему остается востребованным для потребителя, а для оператора рынка это продукт с минимальным маржинальным доходом. На сегодня маржа составляет 18 коп. на литре”, – рассказывает эксперт.

Всю зиму автогаз дешевел. С октября 2018 года по февраль 2019 цена сжиженного газа упала на 46%. В октябре оптовые цены составляли 29 тысяч гривен за тонну, а феврале 15 тысяч за тонну.

“Это средние цены, некоторые предлагали по 13 тыс. за тонну. Соответственно подешевел сжиженный газ и в рознице – до 21 февраля был минимум 10,39 грн/л. Как раз в этот период наложились два фактора – сезонность, когда спрос зимой сокращается, и излишек ресурса, который образовался еще в конце прошлого года, когда все думали, что цены пойдут вверх, а не вниз”, – отмечает директор научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.

Прошлогодний излишек автогаза исчерпался только в начале марта. Но, в отличие от бензина, источника сжиженного газа не так много. В основном, в Украину попадает автогаз из России, Беларуси, Казахстана, небольшой объем производится внутри страны.

“Когда кто-то хочет купить больше ресурса и создается ажиотажный спрос – в оптовом сегменте рынка сразу растут цены. Только за две недели они выросли на 22%. Это впервые с октября прошлого года. Ресурс закупила уже большая часть трейдеров, и подорожание в опте отображается на стеллах. Рост цен не такой уж большой – 3-4% от начала подорожания, которое началось 22 февраля. Я не думаю, что подорожание будет существенным. Рынок насытился и все будет определяться спросом”, – добавляет Рябцев.

Сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом

Рынок сжиженного автогаза существенно отличается от рынков других нефтепродуктов. Отличия заключаются в двух основных факторах. Первое – рынок конкуренции. Так, на рынке дизтоплива конкуренция очень высокая, причем компании конкурируют не за счет цен, а с помощью программ лояльности, по которым дают скидку. На рынке сжиженного газа из-за ограниченного количества поставщиков ресурса конкуренция не так высока.

“30% автогаза – это – внутреннее производство и 70% – импорт из РФ, Беларуси и Казахстана. РФ и Беларусь занимают по 40% и Казахстан – 20%. Плюс, этот рынок характеризуется “серым” сегментом подзаборных автозаправочных станций, с которыми боролись в Киеве, но они начали возникать за пределами города”, – поясняет Рябцев.


Фото: А. Яремчук

В тренде

Второй фактор – сезонность. Если сравнить цены на бензин летом и зимой, то они почти не отличаются при равных условиях. На сжиженный газ спрос зимой ниже, чем летом, и двигатель на газе в мороз завести на так легко. Поэтому сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом.

“Соотношение между стоимостью сжиженного газа и бензином зимой составляет около 35-40%, тогда как летом – 45-50-55%. Учитывая невысокий уровень конкуренции, “серые” заправки, низкий контроль за рынком, стимулов для поддержки стабильных цен нет. Если стимулов нет, то участники рынка устанавливают цены в зависимости от спроса. Рост, который наблюдается сейчас, не вызван ни стоимостью нефти, ни ценой нефтепродуктов на границе, ни курсом гривни”, – говорит Рябцев.

“Государство самоустранилось от рынка нефтепродуктов и сжиженного газа”

Государство по отношению к рынку горючего выполняет только фискальную функцию. Никакого контроля и регулирования отрасли фактически нет, считает эксперт по энергетике Валентин Землянский.

“Государство самоустранилось от рынка нефтепродуктов и сжиженного газа. Оно выполняет только фискальную функцию – как источник наполнения бюджета. Тогда как доля “теневого” рынка по разным регионам составляет 25-50%. Государство не выполняет свою контролирующую функцию с точки зрения защиты потребителя, защиты конкуренции на рынке и наполнения бюджета”, – говорит аналитик.

Государство может стабилизировать цены на бензин и автогаз. Для этого не нужен жесткий контроль за каждой заправкой – цены можно стабилизовать путем регулирования ставок акциза или таможенных платежей. Таким образом можно сохранить уровень потребления, социально-экономическую ситуацию.

Читать еще:  Что делать, если вашу машину заблокировали на парковке?

Леонид Косьянчук уверен, что государство не должно регулировать рынок в ручном режиме, но соглашается, что оно действительно “самоустранилось”. Предупредить скачки цен мог бы стабилизационный фонд топлива. Если его создать, то государство смогло влиять на цены на рынке, когда они растут, путем вливания на рынок большего объема горючего, и наоборот, когда ресурса много на рынке – скупать его.

“Регулирование может быть по принципу Национального банка. Как НБУ регулирует курс – путем валютных интервенций. Так почему нельзя регулировать цены на рынке путем ресурсной интервенции? Эту идею мы предлагали еще в 2006-2007 году, тогда обсуждали вопрос создания стабилизационного фонда. Если бы государство имело стабилизационный фонд, в пиковые периоды можно было бы проводить топливную интервенцию”, – отмечает Косьянчук.

Также мы узнавали хватит ли путешественникам-исследователям бака нашего “среднестатистического” бензина, чтобы из Киева доехать до Польши.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector