Goldenfly.ru

Основные ошибки, которые допускают водители

Топ-5 ошибок за рулем, которые допускают опытные водители. Разбираемся с экспертом Юрием Красновым

Почему молодые водители допускают ошибки на дороге, понятно — нет опыта, не выработаны необходимые навыки. Но в аварии с тяжелыми последствиями попадают и бывалые водители. Вместе с Юрием Красновым, старшим преподавателем Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны МВД Республики Беларусь, мы составили топ-5 типичных ошибок опытных водителей.

Молодые водители допускают ошибки, и это понятно. А какие ошибки допускают даже опытные водители и почему, каковы могут быть последствия?

— У опытных водителей происходят ошибки восприятия окружающей дорожно-транспортной обстановки. Восприятие и анализ тоже должны быть автоматизированы. Это должны быть навыки. Но этому процессу не придают такого значения, как к выработке навыков воздействия на органы управления. Считается так: ПДД знаешь, глаза имеешь — увидишь, разберешься и сделаешь. Не сделаешь — значит, плохо учился в автошколе.

Но наблюдения показывают, что навыки восприятия и анализа надо вырабатывать так же, как и навыки управления. Необходимо моделировать основные опасные предаварийные ситуации многократно, чтобы у водителя вырабатывался устойчивый условный рефлекс на образ потенциальной опасности.

Топ-5 ошибок, которые допускают опытные водители

1. Нетренированное внимание. Отвлекаются на одно событие и не видят другое.
2. Инерция действия. Из-за спешки совершают действия по инерции, которых делать в данный момент нельзя.
3. Задержка реагирования. Видя опасность, долго думают, вместо того чтобы сразу снижать скорость.
4. Ощущение скорости. Недооценивают влияние скорости на тяжесть возможных последствий.
5. Считают, что полностью контролируют ситуацию. Никто никогда не может полностью все контролировать. Это иллюзия. Поэтому ехать надо аккуратно, чтобы иметь запас времени и расстояния.

Основные правила, которые должен соблюдать водитель:

главное внимание — в направлении движения;

взгляд в зеркало, в сторону или еще куда-то лишь на мгновение, сразу возвращая взгляд в направлении движения;

что бы мы ни делали и что бы нас ни пыталось отвлечь, постоянно подозревать и предугадывать опасности;

помнить, что возникающая опасность лишь пытается отвлечь от более опасного события — ищем что-то еще;

опасности могут происходить друг за другом или одновременно;

думаешь, что можно действовать — подожди, перепроверь ситуацию еще раз.

Те, кто не выполняет эти правила, — становятся участниками аварий.

Еще одна задача — контроль водителем состояния навыков восприятия, чтобы они не пропадали. Ведь на дороге водитель пытается избегать опасностей. Как следствие — отдельные навыки могут ухудшаться. Последствия мы видим каждый день в новостях.

Машин сейчас много, и они отличаются по типу привода, со сложной электроникой или без. Меняется ли что-то в системе обучения курсантов в этой связи?

— Если изобретут нож, которым не надо будет водить вперед-назад, а он будет резать сам, все равно его надо будет уметь держать и двигать в нужном направлении, останавливать движение, когда нож отрежет кусок чего-либо. Если мы говорим об управлении автомобилем в обычных условиях, то кардинально ничего не меняется. Надо уметь вращать руль, воздействуя на управляемые колеса. Чувствовать интенсивность воздействия на рулевое колесо. Понимать, где остановится автомобиль при нажатии на педаль тормоза. Чувствовать степень прижатия деталей механизма сцепления и вибрацию от двигателя. Ощущать ускорение автомобиля, замедление и влияние центробежной силы.

Конечно, какие-то органы управления и механизмы самого автомобиля совершенствуются, меняются или даже пропадают. Уже есть электромобили. Еще раньше прогресс избавил людей от педали сцепления и рычага КПП. Но если мы говорим про обычные, а не экстремальные условия движения, когда шины имеют достаточное сцепление с дорожным покрытием, — ничего не меняется. Физические силы, действующие на автомобиль, одни и те же. И до тех пор, пока автомобиль будет управляться человеком, он должен уметь воздействовать на органы управления этого автомобиля на профессиональном уровне. Это главное.

Отличаются ли курсанты сейчас и, например, пять-десять лет назад? Они стали хуже или лучше?

— Способности человека с развитием технического прогресса определенно меняются. Вот вам пример. Есть такая характеристика внимания, как объем. Еще 100−150 лет назад при исследованиях этой характеристики внимания приводились цифры 5±2 объекта. В 20-м веке, когда человек стал взаимодействовать со сложными механизмами, эта цифра выросла — 7±2. Появилась даже наука — инженерная психология.

Читать еще:  Замена тросика стеклоподъемника ВАЗ 2107

Но способности человека не могут меняться быстро. Это длительный эволюционный процесс. При рождении вестибулярный аппарат человека настроен на ходьбу и на бег. И это было и будет всегда. Если мы хотим поменять параметры нашего мозга, нам надо все время ездить в автомобиле, кушать во время движения и во время движения рожать детей. И делать это хотя бы тысячу лет. Но надо ли нам это?

Способность людей к выработке моторных навыков одинаковая. У кого-то хуже, у кого-то лучше. Но это не самое сложное. Выработать координированные движения легче, чем выработать навыки интеллектуальные. Психика — вот самое тяжелое поле для воздействия. Люди все разные по типу темперамента, генетически наследуемым способностям и особенностям, среде жизнедеятельности и ее обстоятельств. Да просто несоответствие уровней восприятия друг друга обучающего и обучаемого. Вот, где голову можно сломать!

Вы можете научить человека за короткое время мастерски вести машину по траектории, переключать рычаг КПП, снижать скорость и разгоняться, но потом потратите уйму времени на то, чтобы он запомнил, как действовать на перекрестке при различных вариантах организации дорожного движения. Да и не сможете, в конце концов, научить его только потому, что вы с ним не на одной волне.

Как избежать ошибок во время вождения?

— Избежать ошибок при управлении автомобилем сложно. Человек склонен постоянно совершать ошибки. Это наша природа. Вы можете делать что-то много раз и все равно когда-нибудь ошибетесь. Но ошибки бывают разные. Есть ошибки, которые еще не поздно исправить. Здесь поможет спокойное состояние за рулем. Все говорят, что враг номер один — это скорость. Нет. Спешка — главный враг! Можно не спеша ехать 200 км/ч, а можно торопиться на скорости 40 км/ч. Должна быть ответственность перед другими людьми, перед обществом. Гражданская позиция. Соблюдение Правил дорожного движения, взаимопомощь на дороге.

Необходим также постоянный контроль уровня внимания за рулем и поддержание этого уровня. Есть такой совет: водитель должен смотреть на дорогу глазами маленького ребенка. Много говорят про то, как смотреть на дорогу — про зрение. Но глаза сами по себе не работают. Надо тренировать внимание.

К сожалению, приходится констатировать, что, скорее, автомобили начнут ездить сами, чем человек начнет безопасно управлять автомобилем.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

7 типичных ошибок начинающих (да и опытных) водителей

Недавно сели за руль? Не беда. Даже самые быстрые автогонщики когда-то путали педали. Уж они-то знают, каков путь от новичка до профессионального пилота. Учиться на чужих ошибках куда безопаснее. А поможет нам в этом проект «Безаварийное начало».

«В одном из поворотов мы привычно стали „резать“ дистанцию, но в высокой траве были невидимые глубокие рытвины, следовавшие одна за другой. Последовали резкие удары на руль. Я лишь успел понять, что моя правая рука неестественно вывернулась, появилась резкая боль, и дальше я уже просто не мог ею вращать руль и переключать передачи».

Так Эдуард Николаев когда-то травмировал руку на одном из раллийных допов. Вообще гонщики считают, что нельзя нащупать грань, не переступив за нее однажды. А еще говорят, что любой, даже негативный, опыт — это прежде всего опыт. Вот только пилота защищает спортивная экипировка и каркас безопасности его машины. Да и на трассе нет посторонних, которые могли бы пострадать. Гражданский водитель такой привилегии лишен, а потому цена его ошибки может оказаться слишком дорогой.

Сегодня Эдуард Николаев входит в число самых титулованных автогонщиков планеты. Он, будучи участником проекта «Безаварийное начало», поделился с читателями ЗР рядом полезных советов, которые уберегут начинающих водителей от типичных ошибок в самом начале драйверского пути. Бывалым, кстати, тоже будет не лишним ознакомиться с этой подборкой.

1. Посадка за рулем

Многие новички пренебрегают правильной посадкой за рулем. А зря! Прежде чем начать движение, нужно отрегулировать сиденье, рулевую колонку и зеркала. Спинка не должна быть слишком завалена назад или стоять совсем вертикально. Найдите удобное положение, но при этом вы не должны быть слишком расслаблены, будто сидите на домашнем диване. Этим, кстати, грешат водители с многолетним стажем. В идеале ось руля должна быть направлена вам в область грудной клетки. При этом обод руля не должен перекрывать приборы.

Читать еще:  Раскраска пожарных машин в США И России

В зеркалах нужно видеть не себя любимого, а дорожную обстановку позади. Причем отражающаяся в них линия горизонта должна проходить приблизительно в центре зеркала. Кроме того, боковые зеркала следует повернуть таким образом, чтобы видеть краешек кузова собственного автомобиля. Это поможет вам легче оценивать реальную дистанцию до попутного транспорта.

2. Безопасность превыше всего

Помните, что все находящиеся в машине должны быть пристегнуты. Включая пассажиров заднего ряда сидений. Речь ведь о безопасности. Причем не только пассажиров, но и водителя. В случае лобового столкновения непристегнутый пассажир на втором ряду превращается в смертоносный снаряд, который несется на вас. Если вам недостает ответственности или инстинкта самосохранения, то, возможно, сработает вероятность заработать штраф.

3. Все новое — не на дорогах общего пользования

Старайтесь не выезжать на дороги общего пользования во время непогоды, если еще ни разу этого не делали. Выпал снег, а вы учились вождению, сдавали экзамен и получали права в теплое время года? Тогда попробуйте сначала поездить на закрытой площадке. Вам нужно понять, как ведет себя автомобиль в новых для вас условиях. В идеале, с наступлением первой в вашей шоферской карьере зимы запишитесь на курсы контраварийного вождения. Пары занятий будет достаточно, чтобы не попасть в ДТП на первых же метрах своего пути. То же самое можно посоветовать и опытному водителю, если он оказался за рулем нового для себя автомобиля. Сначала нужно понять и привыкнуть к его ездовым повадкам.

4. Регулярная практика

Стать хорошим водителем вам поможет только опыт. А он приходит, как известно, со временем. Поэтому регулярно садиться за руль просто необходимо. Не делайте длительные перерывы между редкими поездками, иначе забудете то, чему только что научились в автошколе. Так же, как забывает школьную программу выпускник сразу после экзамена — если, конечно, не поступает в ВУЗ или не использует полученные знания на своей первой в жизни работе. Ведь не зря даже опытные автогонщики регулярно тренируются, чтобы не утратить бесценные навыки руления.

5. Проторенной дорожкой

Новичок за рулем обычно обдумывает каждое свое действие. Перестроения, повороты, парковка и другие маневры требуют от него максимальной сосредоточенности. Незнакомая обстановка легко собьет с толку, поэтому первое время старайтесь ездить по одним и тем же знакомым маршрутам. Важно, чтобы базовые навыки, которые вы приобрели в автошколе, превратились в привычные. Доведите их до совершенства, и тогда вы сможете обдумывать маршрут, беседовать с пассажиром или просто размышлять о чем-либо постороннем прямо на ходу, не отвлекаясь от управления. То есть не в ущерб безопасности. Только не стоит злоупотреблять: писать СМС за рулем или прокручивать на своем смартфоне новостную ленту соцсетей — это чересчур. Даже если вы находитесь в пробке.

6. Следим за давлением

Хорошее сцепление с дорогой — залог безопасной езды. Поэтому как можно чаще контролируйте давление в шинах и состояние протектора. В идеале это нужно делать перед каждой поездкой. Однако даже опытные водители порой забывают про давление в шинах до очередной сезонной переобувки. Это неправильно. Так считают и специалисты компании Continental, одного из лучших производителей шин в мире и организатора проекта «Безаварийное начало». В межсезонье, когда температура окружающего воздуха меняется на несколько десятков градусов за относительно короткий промежуток времени, меняется и давление в шинах. С приходом холодов шины следует подкачать до рекомендованных заводом-изготовителем значений.

7. Нет предела совершенству

Используйте любую возможность для саморазвития. Теоретические знания не заканчиваются уроками в автошколе. Посещение специализированных форумов и чтение соответствующей литературы помогут вам разобраться во всех нюансах водительского бытия, узнать об особенностях эксплуатации того автомобиля, на котором вам предстоит ездить. Помните: ученье — свет. В нашем случае — зеленый свет.

Главные ошибки, которые допускают водители при оформлении ДТП

Любая авария это, как правило, стресс для водителя. В этой ситуации на первый план выходит способность взять себя в руки, трезво оценить обстановку и не допустить ошибок при дальнейших действиях.

После ДТП человек может находиться в шоке и действовать соответствующе – ходить по проезжей части, не обращая внимание на другие автомобили, которые являются источниками опасности, или наломать дров при составлении документов. Последнее в перспективе может грозить отказом страховой компании выплачивать деньги за ущерб.

Читать еще:  5 способов, как прогнать сон за рулем

Нехватка объективных данных и путаница с цифрами

Непосредственно страховщики упоминают о следующих ошибках. Заполняются не все строчки и разделы в первичных бумагах. Подписывать документы, в которых лишь часть данных, нельзя, равно как и пустые бланки – в них потом можно вписать все, что угодно. Есть свидетели? Тогда информация о них и контакты непременно должна фигурировать в протоколе – показания этих лиц могут существенно повлиять при определении степени вины участников аварии. Этот момент иногда упускается из внимания. Кстати, свидетелями имеют право выступать и те, кто находился в машинах-участниках ДТП вне зависимости от степени родства. Ваши персональные данные должны быть заполнены корректно, а ведь при стрессовой ситуации несложно допустить ошибку и, скажем, написать не ту цифру.

Фото: РИА “Новости” / Алексей Филиппов

Важный момент, на который следует обратить внимание при оформлении ДТП – точное и исчерпывающее описание произошедшего. Если отсутствуют детали, имеющие едва ли не первостепенное значение, а это тоже ошибка, то последствия могут оказаться не в вашу пользу. Не поленитесь вписать все, абсолютно все – от погодных условий и состоянии дорожного полотна, если этот момент действительно важен в данной ситуации, до технического состояния автомобиля оппонента. Повторимся, отсутствие данной информации – это промах.

Неполные сведения в европротоколе

В настоящее время небольшое ДТП можно оформить по европротоколу без привлечения инспекторов ГИБДД. Соответствующее извещение выдается вместе с полисом ОСАГО, но воспользоваться им можно лишь в случае, если в аварии нет пострадавших, а у водителей отсутствуют разногласия относительно повреждений автомобилей.

Ошибки совершаются и здесь. Участники ДТП забывают о том, что они оба заполняют европротокол (первый – колонку А, а второй – колонку Б), не вписывают данные во все поля, не перечисляют все повреждения. А ведь к бланку прилагается инструкция по заполнению. Страховщики говорят, что больше всего проблем бывает с основной частью европротокола, а, именно, с пунктами 15, 16 и 17, в которых надлежит указать обстоятельства ДТП и нарисовать схему происшествия. Наиболее распространенные ошибки следующие: не указывается общее количество заполненных полей, забывается 16 пункт (Обстоятельства ДТП), не приводятся все видимые повреждения машин, не описываются обстоятельства аварии, наконец, забываются подписи. Еще один узкий момент – общая оценка сценария аварии, которую должны дать ее участники.

Иногда автомобилисты забывают зафиксировать аварию на фото или видео, либо делают это так, словно снимают машину для объявления о продаже. Важно подробно запечатлеть транспортные средства с привязкой к окружающей инфраструктуре и с разных ракурсов. На снимках должны читаться номера, изображения повреждений должны быть максимально подробные.

“Полюбовное” решение без расписки

Аварию оформлять вовсе необязательно, что предусмотрено законодательно. В пункте 2.6.1 ПДД сказано: “не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии – если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов”. То есть, это делается в случае, если вы и другой участник аварии решили все сами и на месте – договорились о компенсации. Но, получив, деньги с виновника большой ошибкой будет не взять с него расписку о том, что претензий ни у кого нет, дабы потом не было обвинений в оставлении места ДТП.

Паника и эмоции

Напоследок напомним о других ошибках, которые не связаны с “бумажными” делами, но могут иметь неприятные последствия. В некоторых ситуациях водители, переполненные эмоциями, предпочитают, очертя голову, нанести оппоненту физические увечья за поврежденный автомобиль и лишь затем включают мозг, ужасаясь содеянному. Держите себя в руках и помните – обычное ДТП вполне может перерасти в “уголовку”. Кстати, недавно мы подробно рассказывали о том, как вести себя при конфликте на дороге. Другой ошибкой является “прогиб” под настойчивого, наглого и говорливого соперника, который всячески напирает на то, что виновник аварии именно вы. Повторимся, авария – это стресс, но потеря остатков хладнокровия вам точно не принесет пользы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector