Goldenfly.ru

Ошибки водителей, которые оказывают губительное влияние на аккумулятор

Жив ли ваш аккумулятор (или уже почти все): 5 признаков

Аккумулятор не просто смертен: он, как и человек, иногда внезапно смертен… Лампы меркнут, стартер пытается уныло гудеть. А можно ли бы это как-то предугадать? Тяжело, но попытаться можно.

— Ну что, брат?
— Что, что. Да вот, опять, понимаешь, аккумулятор.
— А я тебя предупреждал. Со старым аккумулятором — это не жизнь!

Из к/ф «Берегись автомобиля»

Средние сроки жизни батарей разных типов хорошо известны: у обычных 4–5 лет, для AGM заявляют 5–6 лет, а для сверхдорогих AGM TPPL — от 8 до 12 лет. Но это при определенных условиях эксплуатации: к примеру, регулярных и не слишком коротких поездках, что исключает постоянный недозаряд. В большинстве же случаев АКБ работает далеко не в идеальных условиях. А что делать тем, кто, к примеру, купил машину с пробегом и понятия не имеет, как за аккумулятором ухаживал прежний владелец? На этот случай «За рулем» подготовил подробную инструкцию, с помощью которой можно довольно точно определить реальное состояние батареи.

Пенсионный возраст

Самый простой способ предугадать кончину АКБ — не искушать судьбу и просто поглядывать на календарь. Конечно, хорошо известны случаи, когда обычная батарея выхаживает 7–8 лет и больше, но в целом это — исключения. Поэтому если возраст вашей батареи уже превысил заявленный производителем срок службы, советуем сказать ей «Спасибо!» и поменять на новую, не дожидаясь неприятностей. Особенно в преддверии зимы, когда режимы эксплуатации АКБ приближаются к максимально тяжелым.

Плохо выглядит

Иногда на батарею достаточно просто посмотреть, чтобы не откладывать решение о покупке новой. Чаще всего имидж непоправимо страдает после замерзания электролита, когда лед уродует пластины, а то и корпус. Также встречаются и чисто механические повреждения вследствие ДТП. В таких случаях раздумывать нечего, даже если АКБ еще подает признаки жизни.

Вяло и тускло

Догадаться, что батарее плохо, можно при пуске машины. Если индикаторы на панели или салонное освещение при этом заметно притухают, а стартер еле-еле крутит коленчатый вал, то АКБ явно не в себе. Конечно, виноваты могут быть и окислившиеся клеммы, и, скажем, элементарная недозарядка батареи вследствие отрицательного энергобаланса, но в любом случае это повод выяснить причину подобной «вялости». И если клеммы хорошо затянуты, а режим поездок вполне позволяет АКБ подзаряжаться в пути, то очень может быть, что батарее просто пора на покой.

Замеры показали…

Для автовладельца, имеющего в хозяйстве тестер, грех не воспользоваться им для оценки реального здоровья батареи. Нужно всего лишь измерить напряжение на клеммах аккумулятора — при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. При этом так называемое Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять примерно 12,6–12,7 В. Только не нужно себя обманывать: промежуток времени между остановом двигателя и замером должно составлять несколько часов — не меньше. В противном случае циферки будут явно завышенными.

При НРЦ менее 12,3 В батарею обязательно надо подзаряжать. Кстати, пускать мотор в таком состоянии она может и отказаться — нужно внешнее зарядное устройство. Если и после подзаряда ситуация кардинально не изменится — увы, готовьте деньги на новую. Особенно это касается ситуаций, когда НРЦ падает ниже 10,5 В. Стартстопные батареи еще могут это выдержать, а вот простые смертные имеют право помереть.

Временно исполняющий обязанности

Довольно частая ситуация в современном автомире: на автомобилях с режимом «старт-стоп» вместо дорогостоящей батареи AGM установлена обычная «плебейка». Причина, как правило, одна: бедность, реже — жадность владельца. Если он всякий раз отключает режим «старт-стоп», то батарея, конечно, какое-то время послужит, но в реальных ситуациях этого обычно никто не делает. А поскольку простая батарея не рассчитана на глубокие разряды, она может помереть гораздо раньше предначертанного ей срока. Поэтому при первых признаках «хандры» владелец должен понимать: скорее всего он уже угробил бедную батарейку…

Читать еще:  6 постоянных нарушений ПДД, которые стоят дорого

Всех, кто хочет поделиться своими способами оценки остаточного ресурса АКБ, приглашаем это сделать!

Неисправности АКБ: причины поломки и списания

Аккумулятор – главный компонент электросети автомобиля. Без него невозможно запустить двигатель. Как и остальные детали, он со временем изнашивается и перестает работать. Эта статья расскажет о том, какими бывают неисправности аккумулятора, почему они появляются, как их обнаружить и устранить.

Срок эксплуатации аккумулятора

Он прямо зависит от ресурса, заложенного производителем, условий и интенсивности использования.

При годовом пробеге 10-15 тысяч километров в год при бережной эксплуатации (автомобиль хранится в гараже, не используется в мороз или жару, соблюдаются правила обслуживания батареи) аккумулятор способен проработать 4-5 лет.

Основные неисправности АКБ

Можно выделить 6 неисправностей:

  • повышенный саморазряд;
  • сульфатация пластин;
  • короткое замыкание между пластинами;
  • переполюсовка;
  • окисление выводных клемм;
  • трещины на корпусе.

Повышенный саморазряд

Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.

  • загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
  • использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
  • использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
  • попадание в ячейки металлических предметов.

Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.

Сульфатация пластин

Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.

  • повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
  • снижение плотности электролита в конце зарядки;
  • батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.
  • низкий уровень электролита;
  • глубокая разрядка;
  • недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
  • долив электролита вместо дистиллированной воды.

Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .

Короткое замыкание

  • сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
  • снижение емкости и напряжения.
  • коробление и разрушение пластин;
  • разрушение сепаратора;
  • перезарядка;
  • вибрация, расшатывающая крепление пластин.

Окисление выводных клемм

Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.

Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.

Переполюсовка

Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.

Трещины в корпусе

Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.

Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.

Неисправности АКБ для списания

Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:

  • снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
  • снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после обслуживания АКБ в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
  • трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
  • уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
  • минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.

Процесс списания

Делается это следующим образом. Проверяется состояние списываемой детали, согласно РД-3112199-1089-02 или инструкции действующей на предприятии. Составляется акт списания АКБ. Его образец находится в РД-3112199-1089-02 в приложении №3.

Читать еще:  Как проверить катушку зажигания ВАЗ 2107 карбюратор

Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией. В бухгалтерии, на основе акта списания, со забалансового счета №9 списывается деталь и на него же записывается информация о новой запчасти.

Как проверить аккумулятор

Способов определить исправность АКБ существует 3:

  • с помощью нагрузочной вилки;
  • с помощью мультиметра;
  • с помощью ЗУ.

Проверка нагрузочной вилкой

Порядок действий следующий:

  1. Подключить устройство к клеммам батареи.
  2. Записать или запомнить показания вольтметра.
  3. Нажать кнопку на устройстве, подключающую нагрузку на 5 секунд, записать показания.
  4. Сравнить с таблицей.

Напряжение, В

Заряд, %

Без нагрузки

Под нагрузкой

12.5-12.7 Выше 10.3 100
12.3-12.5 9.5 75
12-12.3 8.9 50
11.7-12 8.3 25
11.5-11.7 Ниже 7.7

Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.

С помощью мультиметра

Для теста потребуется мультиметр и помощник.

Порядок действий следующий:

  1. Выкрутить свечи на карбюраторном двигателе, чтобы их не залило бензином.
  2. Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 вольт.
  3. Прикоснуться щупами к клеммам батареи и записать показания.
  4. Включить зажигание и покрутить двигатель стартером, фиксируя при этом показания вольтметра.

Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.

С помощью зарядного устройства

Если под рукой нет мультиметра или нагрузочной вилки, то для проверки состояния батареи можно использовать вольтметр, встроенный в зарядное устройство.

Правила ухода за аккумулятором

Чтобы АКБ прослужила максимально долго, нужно соблюдать 4 простые рекомендации:

  • Каждые 2 месяца проверять уровень электролита в обслуживаемом аккумуляторе и доливать дистиллированную воду до требуемого уровня.
  • На время долгой или ночной зимней стоянки снимать клемму с отрицательного полюса батареи. Это предотвратит самопроизвольный переразряд и продлит срок службы пластин.
  • Проверять уровень заряда каждые 1-2 месяца и подзаряжать батарею, не допуская разряда ниже 50%.
  • Регулярно очищать клеммы и поверхность детали от грязи и окислов.

Подводя итог, можно сказать, что большинство проблем, возникающих при эксплуатации аккумуляторной батареи появляются из-за пренебрежительного отношения к обслуживанию этой запчасти.

Основные проблемы с аккумулятором и способы их решения

Автомобилисты часто сталкиваются с ситуацией, когда их «железный конь» отказывается заводиться.

Причин, по которым машина не хочет выезжать на дорогу, много, однако наиболее частая, пожалуй, – севший аккумулятор. Именно этот важный элемент зачатую заставляет водителей мерзнуть на дороге и просить проезжавших мимо автовладельцев помочь прикурить «сдохшую» батарейку.

Выбираем АКБ: главное – емкость

Итак, представим, что в машине сел аккумулятор. Автовладелец решает приобрести новую батарею и идет в ближайший магазин. Там он сталкивается с огромным выбором всевозможных АКБ разных размеров. И первое здесь, на что стоит обратить внимание, это емкость аккумулятора.

Как известно, завод-изготовитель при производстве машины устанавливает АКБ с теми или иными характеристиками в зависимости от расчетов инженеров. Если водитель решит купить АКБ со значительно меньшей емкостью, то ему нужно быть готовым к тому, что на морозе его «железный друг» легко и быстро не заведется.

Помимо этого, при движении в плотном трафике с большим количеством включенных бортовых потребителей напряжение сети будет низким – это может привести к быстрому разряду батареи.

В том случае, если автомобилист решит на установку АКБ большей емкости, то вскоре он столкнется с такими проблемами, как нехватка заряда и повышенная нагрузка на генератор, которая приведет к его поломке.

Другой параметр, который важен для запуска автомобиля в холодное время года, – это так называемый ток холодной прокрутки. Чем он выше, тем лучше аккумулятор будет заводить двигатель зимой. Вместе с тем будет увеличена нагрузка на щеточно-коллекторный узел стартера, а это весьма вредно для этого агрегата. В случае, если ток холодной прокрутки будет меньше, чем у штатной батареи, то двигатель при низких температурах вообще откажется запускаться.

Читать еще:  Как быть, если автомобиль затопило

Напутал с размером – помял капот

Достаточно часто бывает, что покупатели ошибаются с размерами батареи и приобретают АКБ, которая в результате оказывается меньше, больше, шире или уже, чем та ниша в подкапотном пространстве, на которую она устанавливается. Установка таких батарей может привести к тому, что будет промят капот авто, сиденье или фальшпол багажника – в зависимости от того, где в автомобиле находится аккумулятор.

Случается и так, что бывает перепутана полярность, и тогда провода на клеммы уже не накинуть. Но даже если все подобрано правильно, могут возникнуть проблемы с креплением батареи. В результате тяжелый агрегат будет издавать неприятные звуки во время резких маневров.

О сроках службы «батарейки»

Срок жизни любого современного аккумулятора при нормальной эксплуатации превышает гарантийный срок почти всех машин. Как правило, во время планового техосмотра на сервисе официального дилера состояние батареи проверяется специалистами, часто у аккумулятора смазывают клеммы специальным раствором.

Тем не менее, как известно, между ТО проходит целый год, или 10-20 тысяч километров. Поэтому автомобилисту следует самостоятельно следить за тем, как там себя чувствует АКБ.

По мнению экспертов, срок службы современной автомобильной батареи прямо зависит от условий эксплуатации машины. Считается, что при ежедневных поездках в смешанном цикле движения и пробеге не менее 50 километров в день АКБ прослужит в среднем пять лет.

В случае, если автолюбитель приобрел подержанную машину и не в курсе, как она эксплуатировалась бывшим владельцем, батарею в таком ТС лучше протестировать при помощи специального устройства или отправить ее на сервис.

В любом случае о старом аккумуляторе водителю сообщит сразу после запуска мотора некорректная работа электрических систем или отображение неисправностей на щитке приборов.

Почему так сложно завести авто в мороз

Отдельный разговор и серьезная головная боль многих автовладельцев – запуск автомобиля в сильный мороз. Если в теплое время года даже самая старая батарея способна запустить двигатель авто, то глубокой зимой дать сбой может даже аккумулятор совсем новой машины. По мнению специалистов, важны условия хранения АКБ на складе.

Если регламент хранения не соблюдался, не осуществлялась своевременная подзарядка батареи, то ресурс такого аккумулятора значительно снижается. Кроме того, на запуск могут повлиять неисправности электрики авто или агрегатов, отвечающих за мотор.

Автоаккумулятор часто разряжается тогда, когда машина в холодную погоду долго стояла без движения. Поэтому эксперты советуют водителям таких авто периодически запускать двигатель и дать ему поработать какое-то время. Это поддержит заряд АКБ. Кроме того, можно снять ее и отнести на зарядку, проехать не менее восьми часов в смешанном режиме движения или подключить поддерживающее устройство Battery Conditioner на все время, пока автомобиль не эксплуатируется. Тем не менее стоит иметь в виду, что если аккумулятор исправен и машина постоянно используется, то даже при сильных морозах нет смысла таскать его домой на ночь.

Есть прикурить?

В том случае, если АКБ все же не может завести автомобиль, то эксперты советуют смело использовать провода для «прикуривания». По их словам, такое метод безопасен, если, конечно, не пусть полярности и соблюдать правила техники безопасности. Обычно данная процедура описывается производителем в руководстве по ремонту авто.

Приведем здесь кратко некоторые правила «прикуривания». Во-первых, АКБ должна быть разряжена недолгое время. Если она села давно, то в ней начинается сульфатация плюсовых пластин, что снижает ресурс батареи. Такой аккумулятор нужно заряжать не менее 24 часов. Cкорее всего, он наберет заряд, но не прежнюю емкость.

Кроме того, подсоединение проводов нужно производить при выключенном двигателе и зажигании авто, с которого будет проводиться «прикуривание». Также после соединения нужно завести исправный автомобиль и дать ему поработать не менее 15-20 минут на холостом ходу.

После этого мотор нужно заглушить и попытаться завести неисправную машину.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector