Goldenfly.ru

Могут ли оштрафовать, если не видна дорожная разметка?

Снежные ловушки: как оспорить штраф за невидимые знаки и разметку

Занесенные снегом дорожные знаки и разметка — настоящий вызов для автомобилистов. Риск нарушить ПДД в плохих погодных условиях возрастает в разы. Сами того не зная, водители идут на обгон и разворачиваются в неположенных местах. Разбираемся, как оспорить штраф, если вокруг не видно ни зги.

По ГОСТу

В метель (да еще и в темное время суток!) водитель, как правило, прикладывает немало усилий, чтобы понять, какой именно знак скрывает от него непогода, не пересек ли он случайно сплошную линию разметки. Избежать неприятных ситуаций гораздо легче, когда дорога хорошо знакома. Но как быть, если оказываешься где-то впервые? Поэтому, когда автомобиль вдруг останавливает сотрудник ДПС, многие от неожиданности теряются, не зная, что именно нарушили и с чего начать диалог. Но, как известно, лучший способ отстоять свою правоту в разговоре с инспектором: обратиться к закону.

В пунктах 4.3, 4.4, 5.1.4 «ГОСТ Р 52289–2004. Технические средства организации дорожного движения» сказано:

«Знаки и светофоры (условные обозначения — по таблице А.1 приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения… На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки… Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м».

Если на местности нет знаков, дублирующих запорошенную разметку или они скрыты под толстым слоем снега так, что у водителя нет объективной возможности не только увидеть их, но и различить, что они предписывают, виновным он быть не может. Конечно, это правило не действует, когда, независимо от погодных условий, автомобилист понимает, что нарушает правила, к примеру, обгоняя фуру на мосту, что категорически запрещено ПДД (п. 11.4 гл. 11 ПДД). Но если машина заехала или пересекла стоп-линию, которую не видно, претензии инспектора можно отразить, сославшись на ГОСТ и п. 1 ст. 2.1 и п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Привлечь к ответственности можно лишь за «противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица», а саму вину нужно установить. Случаи, когда водитель не догадывался и не мог догадаться о наличии разметки или визуально считать знак, под определение правонарушения не попадают. Он не должен заранее знать, какие знаки или разметка находятся на конкретном промежутке пути. С другой стороны, в обязанности сотрудника ДПС входит «наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства» (п. 59 главы 3 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017), к которым относятся знаки и разметка. Но если, несмотря на все аргументы, инспектор продолжает думать иначе, нужно спокойно отстаивать свою позицию, оперируя исключительно фактами.

По горячим следам

Первое, что должен сделать водитель после остановки сотрудником ДПС, — оперативно собрать доказательства, подтверждающие, что разметку или знак не было видно. Снег может и растаять, поэтому установить потом, как все было на самом деле, уже вряд ли получится.

Алгоритм действий:

1. Если в машине есть видеорегистратор, запись (только ее копию!) стоит приложить к протоколу. В противном случае снимите на видео состояние дорожной инфраструктуры.

Видео должно фиксировать несколько важных фактов:

  • Название улицы/шоссе, номер дома, приметные строения, проезжую часть, тротуары, обочины, выезды с прилегающих территорий, светофоры, словом, любые опознавательные знаки, которые будут служить привязкой к местоположению и помогут определить, где именно произошел инцидент. Если смартфон фиксирует геолокацию, это будет дополнительным плюсом.
  • Время и дату съемки.
  • Знак и разметку, скрытые под толстым слоем снега, настолько, что нет никакой возможности визуально определить, что именно они предписывают.

Съемку нужно приобщить к протоколу.

2. Подготовив доказательную базу, можно переходить к описанию обстоятельств. Их лучше фиксировать в графе «Объяснения», в первую очередь указав вышеперечисленные нормы закона, а затем подробно изложив ключевые нюансы.

  • место, где инспектор остановил авто;
  • предъявляемое нарушение;
  • характер/последовательность совершенного водителем маневра;
  • наличие других участников дорожного движения, если это принципиально;
  • общую видимость;
  • время суток;
  • наличие/отсутствие знаков на конкретном промежутке дороги;
  • состояние разметки и другие значимые обстоятельства по делу.
Читать еще:  Какой наждачкой зачищать авто перед покраской

Дополнительно стоит отметить, что у вас не было возможности не только увидеть предписание, но и самостоятельно, руководствуясь ПДД, установить, как именно организовано движение на конкретном участке дороги.

3. В самом протоколе нужно указать, что с нарушением вы не согласны.

Собранные доказательства помогут оспорить штраф в суде. Но, прежде чем прибегать к крайней мере, нужно попытаться объяснить свою позицию инспектору. Вполне возможно, грамотных аргументов будет достаточно, чтобы разрешить все разногласия.

На камеру

Оспорить штраф, находясь на месте, намного проще, чем сделать это, получив «письмо счастья». По логике вещей, постановление об административном правонарушении не формируется, если водитель не видел разметку из-за обилия снега вокруг. Но, увы, погрешности случаются и, если документ все-таки пришел, первое, что нужно сделать, это проверить:

  • правильно ли указан номер авто;
  • находились ли вы за рулем в момент нарушения.

Если письмо пришло точно по адресу, но причиной нарушения стала непогода, то в течение десяти суток со дня вручения или получения копии документа нужно подать жалобу на постановление (п. 1 ст. 30.2; п. 1 ст. 30.3 КоАП). Конечно, чтобы доказать свою правоту, придется изрядно попотеть. Дело в том, что письмо приходит в среднем через 2–5 дней после вынесения постановления. К тому моменту, как документ окажется на руках, свидетелей найти уже вряд ли получится, а срок хранения видео с камер наружного видеонаблюдения может истечь. Избежать досадной оплошности поможет привычка своевременно перекидывать записи видеорегистратора на флешку. Благодаря видео, на котором может быть запечатлен тот или иной маневр, и справке из Гидрометцентра о погодных условиях, доказать, что разметка или знак не были видны, гораздо проще.

В противном случае разобраться, что к чему, будет довольно сложно. Останется лишь изучать полученное фото на предмет четкости изображения и возможности разглядеть на нем запорошенный снегом знак, разметку и сам маневр, который совершил автомобилист. Если получится установить, что знак или разметка были глубоко под снегом, или будет видно, что водитель объективно не мог выполнить требования ПДД в силу погодных условий, то попытаться доказать свою правоту все-таки можно.

И хотя от нарушений не застрахован никто, снизить риски вполне реально, если четко выполнять требования ПДД и проявлять повышенную бдительность за рулем.

Удачи на дорогах!

  • Ответ на любой вопрос касательно Правил дорожного движения и взаимоотношений с сотрудниками Госавтоинспекции, находящимися при исполнении, вы найдете в нашем «Парке документов».

Если разметки зимой не видно: придет ли штраф и как его оспорить

В зимнее время из-за погодных условий полосы на дорогах могут быть не заметны, поэтому водители не замечают, как нарушают ПДД. Когда приходит зафиксированный факт несоблюдения правил, у многих возникает вопрос – действует ли разметка зимой и что делать, если пришел штраф с камеры при пересечении линий, оказавшихся под снегом.

Разбор аварий на заснеженных дорогах при плохо заметной или вовсе не видимой разметке всегда отличается большим количеством спорных вопросов. Выясним, как же обстоит дело на практике.

Придет ли штраф с камеры

В памяти у средств фиксации забиты все полосы и точное их количество полос на отдельных участках трасс. При этом не важно, занесены они снегом или вполне различимы. Система выпишет штраф в любом случае.

При условии остановки инспектором, спор может привести к положительному для водителя решению и отказу работника инспекции от написания протокола, но здесь нужно точно знать, что вы на 100% не нарушили ни одно из правил ПДД,

В каких ситуациях обгон запрещен, несмотря на отсутствие разметки

Вне зависимости от того, видны полосы или нет, есть несколько пунктов ПДД, которые четко запрещают обгон других ТС. Данный маневр будет расцениваться как нарушение, если он был совершен на таких участках дороги:

  • регулируемом перекрестке;
  • нерегулируемом пересечении дорог при движении не по главной;
  • пешеходном переходе;
  • ж/д переезде либо расстоянии за 100 метров до него;
  • мосте, эстакаде, путепроводах и дорогах под ними;
  • повороте и других участках с ограниченной видимостью, включая тоннели.
Читать еще:  4 лайфхака, которые изменят жизнь водителю

При обгоне в указанных условиях водитель окажется виноватым и ему будет выписан штраф. Сотрудники инспекции рекомендуют передвигаться внимательно, особенно если верхняя часть дорожного покрытия скрыта под снегом.

Какое наказание предусмотрено

В зависимости от того, какие именно линии пересечены, наказание может отличаться:

  1. Пересечение сплошной с выездом на встречную полосу – лишение прав от 4 месяцев до полугода или штраф в 5000 рублей. При повторном нарушении в течение года водителя могут лишить прав уже на год.
  2. Пересечение двойной сплошной. То же самое наказание. Если двойная сплошная была пересечена при развороте, то сумма взыскания будет варьировать в пределах 1 – 1,5 тысячи рублей.
  3. Наезд колесом на линию – штраф до 1500 рублей.
  4. Предупреждение или небольшое по сумме наказание предусмотрено при пересечении двойной сплошной во время выезда из парковки или заправочной станции. Размер денежных санкций в таком случае не превышает 500 рублей.

Доказать отсутствие вины инспектору в ряде случаев можно, камере — нет

Если при маневре зимой не видно разметки на дороге, денежного наказания можно избежать, но для этого необходимо предоставить доказательства, что линия реально не видна – стерлась или же была занесена снегом. Только в таком случае разметка может считаться недействительной.

Можно ли оспорить

Если не видно двойную сплошную или любую другую разметку на заснеженной дороге, водитель имеет право оспорить протокол инспектора или штраф, вынесенный по результатам съемок специальных камер.

Оспаривать нужно сразу и в краткие сроки. Если вы затянете, образуется задолженность, и дело передадут приставам. У них есть законные основания, чтобы списать деньги с банковского счета нарушителя с учетом пени в 1000 рублей.

При оспаривании протокола в суде необходимо предоставить доказательства, что в конкретный день не было видно разметки на конкретном участке дороги. Для этого можно предоставить фото и видеосъемку, показания других водителей, а также справку из Гидрометцентра о состоянии погоды на указанное время.

На пешеходном переходе обгон запрещен всегда, вне зависимости от разметки и времени года. Послаблений не будет

При этом важно помнить, что если на заснеженной дороге линии все-таки было видно, но плохо, суд, скорее всего, не встанет на сторону водителя. Это же касается и указателей. Если на дороге стоит видимый дорожный знак «Обгон запрещен», не имеет значения, видел водитель разделительные полосы или нет.

Заключение

  1. Зимнее состояние дорог не всегда позволяет оценивать полностью ситуацию для совершения маневра. Разметка может быть не видна или видна частично.
  2. Камеры фотофиксации нарушений в любом случае снимут машину, и водителю придет постановление о штрафе.
  3. Санкцию можно оспорить, но перед этим следует собрать достаточно доказательств, что разграничительных полос действительно не было видно (даже частично).
  4. Если водителя остановил инспектор ГИБДД, доказать свою невиновность и избежать лишения прав будет немного проще.

Как вы предпочитаете вести себя на заснеженной дороге в спорных ситуациях?

Сплошную разметку не видно под снегом или грязью — будет ли штраф?

Может ли инспектор ГИБДД назначить штраф за пересечение сплошной разметки, которую не видно?

Сразу после выпадения осадков дороги должны расчищаться. Однако на практике, к сожалению, все не так идеально. Обильные снегопады иногда продолжаются несколько дней подряд. Техника просто не успевает освобождать дорожное покрытие. В результате разметка, нанесенная полотно, скрывается под слоем снега или льда. Иногда линии становятся незаметными из-за сильного загрязнения асфальта. Как же в том случае не нарушить Правила дорожного движения? Могут ли назначить штраф, если пересечь разметку, которую не видно?

Требования ПДД

После снегопада на дороге образуются колеи. По ним-то и ориентируются водители, пока линии остаются скрытыми. Получается, что зимой автомобилисты то и дело выезжают на встречную полосу там, где это запрещено, разворачиваются через одну или две сплошных и совершают множество других «правонарушений».

Читать еще:  Чего не надо делать с автомобилем никогда?

Источник изображения: get.wallhere.com

Согласно пункту 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны соблюдать требования разметки и знаков. Пункт 1.6 гласит, что водители, нарушившие закон, должны нести за это ответственность.

Требования к самим дорожным объектам устанавливает ГОСТ Р 52289-2004. В пункте 4.4 данного документа говорится о том, что там, где разметка периодически скрывается под снегом, льдом или грязью, должны устанавливаться знаки, которые будут ее дублировать. Однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда.

Если линии заметены снегом, и никаких запрещающих знаков вдоль дороги не установлено, автомобилист должен опираться на общие правила приоритета. Согласно пункту 9.1 ПДД при отсутствии разметки водитель сам определяет количество полос. При этом он должен ориентироваться на ширину проезжей части и габариты транспортных средств.

Да, данный парадокс действительно существует. Водителя нельзя привлечь к ответственности, если он нарушил требования объекта, который невозможно увидеть. Инспекторы по пропаганде ГИБДД в один голос утверждают, что протоколы за несоблюдение разметки в подобных случаях составляться не должны.

Казалось бы, снегопад – отличный повод для того, чтобы наконец-то ехать так, как удобно, а не так, как того требуют графические символы. Можно развернуться в подходящем месте, а не дожидаться, пока между полосами начнется прерывистая линия. Однако все далеко не так безоблачно.

Сплошные линии наносят на опасных участках дорог. Это делается для безопасности самих водителей. Если проезжая часть покрыта снегом или льдом, это еще больше усложняет дорожные условия. Поэтому при вождении вслепую лучше вообще избегать выезда на левую сторону полотна.

Источник изображения: autocentre.ua

Пункт 9.2 ПДД гласит, что при наличии четырех полос для движения обгонять по «встречке» запрещается. На таких участках разрешается только опережение в попутном направлении. Обгон с выездом на левую половину полотна в данном случае будет расценен как правонарушение. Поэтому на широкой дороге, где количество полос очевидно и без белых линий на асфальте, протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ все-таки составят. Наказанием станет штраф в сумме 5 тысяч рублей или лишение прав. Водительское удостоверение могут изъять на 4-6 месяцев.

То же самое касается ситуаций, когда ширина заснеженной дороги позволяет вместить три полосы. Известно, что среднюю полосу запрещается использовать для езды. На нее можно перемещаться только для обгона, поворота, разворота или объезда. Если же автомобилист, пользуясь отсутствием разметки, решит ехать посередине, его действия будут неправомерными. Такой проступок будет караться в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1500 рублей.

Как защититься от неправомерных действий инспектора?

Некоторые полицейские пользуются случаем. Они начинают штрафовать автомобилистов именно в периоды обильных снегопадов. На самом деле подобные постановления обжалуются довольно легко. Нужно лишь знать о некоторых уловках, к которым прибегают стражи порядка.

Инспекторы ГИБДД часто пользуются тем, что водители ориентируются на фактическую ширину полотна. Между тем его боковые части обычно находятся под снежными насыпями. Реальный размер дороги может вмещать 3 или 4 полосы. Однако из-за недостаточной расчистки от снега пространство для движения сужается.

Источник изображения: tagilka.ru

Если страж порядка собрался составить протокол, нужно сфотографировать проезжую часть с нескольких ракурсов. Если под рукой есть рулетка, лучше измерить фактическую ширину дороги. Если ее нет, нужно сделать так, чтобы в кадр попало какое-либо транспортное средство, едущее по полотну. По его ширине можно будет оценить примерный размер пространства, свободного от снега. Бывает достаточно одной фотографии, чтобы судья отменил постановление, вынесенное сотрудником ДПС.

Иногда полицейские просто вменяют водителям пересечение сплошной разметки, которую в реальности уже не видно. Они начинают доказывать, что нужно было приглядеться, быть внимательнее и пр. В этом случае также поможет фотографирование. В кадр должны попасть все участки дороги: и ближние, и отдаленные. Так судья сможет увидеть, что разметки не было видно на всей протяженности полотна.

В протоколе об административном правонарушении нужно написать «не согласен». Затем в нескольких предложениях следует изложить причины. А если удастся найти свидетелей, которые подтвердят, что инспектор ГИБДД был неправ, отстоять свою точку зрения в суде будет еще проще.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector