Goldenfly.ru

Какие неисправности авто влияют на покрышки?

Основные причины износа грузовых шин

Шины обеспечивают контакт грузовых транспортных средств и автобусов с дорогой. Со временем резина изнашивается и приходит в негодность. Износ (старение) – это нормальное явление, на которое оказывают влияние следующие факторы: качество дорог, техническое состояние машины, стиль вождения.

Процент износа является своеобразным индикатором состояния протектора. Потери транспортных парков вследствие преждевременно вышедшей из строя резины в несколько раз больше, чем потери по причинам повреждений. Техническое состояние шин оказывает прямое влияние на срок эксплуатации, управляемость автомобиля, скорость и безопасность движения, поэтому предупреждение разрушения резины является важной задачей для водителя.

Нормальный и преждевременный износ

Чтобы проанализировать причины, по которым шины выходят из строя, а также выполнить мероприятия, необходимые для повышения срока службы резины, необходимо изучить виды износа. Шины, у которых вышел срок эксплуатации, подразделяются на 2 группы: резина с нормальным износом и резина с преждевременным износом. Нормальным считается естественное изнашивание, когда шины выработали норму пробега. В этом случае есть возможность восстановить протекторы.

Нормальный износ для повторно восстановленной резины – это износ, который наступает после того, как шины выработали эксплуатационную норму пробега, причем возможность восстановления резины не играет роли. Если грузовые и автобусные шины не соответствуют указанным требованиям, они относятся ко второй группе, то есть считаются преждевременно изношенными.

Причины износа грузовых и автобусных шин

Причины износа шин грузовых автомобилей и автобусов могут быть следующими:

  • несоблюдение норм внутреннего давления в шинах;
  • частые перегрузки;
  • дисбаланс колес;
  • стиль вождения.

На срок эксплуатации шин также оказывает влияние чрезмерная перегрузка грузовых транспортных средств. Она возникает при загрузке веса, превышающего нормативную грузоподъемность, а также вследствие неравномерного распределения груза в кузове.

Еще одной причиной износа протекторов является стиль вождения автомобиля: начало движения с пробуксовкой, резкое торможение, маневрирование на повышенной скорости, наезд на различные препятствия, езда вплотную к бордюрам и др. Другой фактор, оказывающий влияние на сокращение срока эксплуатации, это дисбаланс колес. Недостаточная сбалансированность приводит к тому, что на шины периодически действует ударная нагрузка. В результате напряжение каркаса покрышки становится чрезмерным, что ухудшает состояние протектора и сокращает срок эксплуатации шины.

Односторонний, двухсторонний и центральный виды износа

Избыточное положительное схождение или развал колес может привести к одностороннему износу на внешней стороне протектора. Внутренние части резины изнашиваются вследствие избыточного отрицательного схождения или развала колес. Нулевой развал приводит к равномерному, но усиленному износу протектора.

Одностороннему износу подвергаются шины не только управляемой, но и других осей. В этом случае причинами являются либо отсутствие соосности, либо деформация осей. Причинами одностороннего износа на рулевых шинах для тягачей являются нарушения эксплуатации транспортного средства или прохождение поворотов на повышенной скорости.

При несоответствии давления в шинах появляются следующие виды износа: двусторонний и центральный. Признаки двустороннего износа – изношенность протектора по краям. Это вид износа появляется, если давление в шинах является низким. В результате повышенного давления в шинах нагрузка по пятну контакта распределяется ближе к центру, и резина изнашивается быстрее в центральной части.

Другие виды износа

Существуют и другие виды износа протектора. Гребенчатый (пиловидный) износ – это один из видов неравномерного износа. Его причиной является деформация шины в месте контакта с дорогой. При этом протектор вдавливается внутрь, а при вращении колеса он снова выпрямляется. Так резина изнашивается больше на фронтальной кромке, чем на задней.

Читать еще:  Сущность автоглины и способы ее применения

Многочисленные места износа по окружности являются следствием дисбаланса колес. Такой характер износа не обеспечивает равномерное вращение, и колесо будет «бить». В результате могут появиться неисправности подвески. Локальный износ в виде пятна на одном месте протектора является результатом экстренного торможения с блокировкой колес. На шинах могут образовываться плоские площадки, если оставить автомобиль на стоянке на длительное время.

Как определить износ грузовых и автобусных шин

Водители грузовых автомобилей и автобусов должны знать, как проверить износ шин. Есть несколько способов, с помощью которых можно определить, пригодна ли резина к дальнейшей эксплуатации. Высоту протектора проверяют, используя линейку и спичку. Чтобы определить параметры, также используют специальные индикаторы. Предельная остаточная высота протектора грузовых шин должна составлять 1 мм, для автобусных шин – 2 мм. Чтобы узнать о наиболее достоверных данных, нужно замерить фактическую высоту протектора в 8-10 местах, а затем рассчитать средний показатель, или обратиться в шиномонтаж.

Процент износа шин грузовых автомобилей и автобусов увеличивается в следующих случаях:

  • до 10%, если при монтаже поврежден борт;
  • до 20%, если на протекторе были обнаружены трещины, сколы или износ, трещины боковины без оголения корда;
  • до 25%, если обнаружены многочисленные места износа (пятнистость) протектора.

После того, как подсчитан процент износа по техническому состоянию, нужно определить процент износа по сроку эксплуатации. Шина, находящаяся в эксплуатации в течение 3-х лет, теряет до 10% ресурса. Процент износа резины, имеющей срок эксплуатации от 3 до 5 лет, увеличивается до 25%. Шины, которые находились в эксплуатации дольше 5 лет, достигают 50%-ного износа. Контроль износа резины рекомендуется проводить через каждые 30-40 тыс. км пробега транспортного средства.

Методы устранения причин износа грузовых и автобусных шин

Чтобы увеличить срок эксплуатации шин грузовиков и автобусов, необходимо знать основные виды ухода за резиной. К ним относится:

  • контроль давления камеры колес;
  • контроль внешнего состояния шины;
  • контроль места и режима эксплуатации.

Шина в нормальном состоянии имеет следующие характеристики: на вентиле есть колпачок, отсутствуют глубокие порезы на протекторе, нет торчащих нитей. Перед поездками нужно осматривать колеса, чтобы выявить наличие острых предметов в шинах.

Очень важно выбирать правильный маршрут движения. Дорожное покрытие с вкраплениями камней значительно увеличивает процент износа грузовых и автобусных шин. Нельзя перегружать машину. Не следует допускать резкого ускорения движения, частых интенсивных торможений и маневрирования на повышенной скорости. Если транспортное средство требуется оставить на стоянке на длительное время, рекомендуется подкачать шины, чтобы увеличить давление в них. При установке новых шин следует выполнить балансировку колес.

3.2 Неисправности колес и шин автомобиля и их влияние на работу автомобиля

Основные неисправности колёс и шин автомобиля:

Неравномерный износ протектора по окружности

Смещение балансировочных грузиков шины при монтаже

Недопустимый зазор в подшипниках ступицы колеса

Отбалансировать колеса, при необходимости заменить

По возможности выправить обод или заменить новым, отбалансировать колесо. Заменить шину и отбалансировать колесо

Для обеспечения высоких скоростей движения автомобиля необходима хорошая уравновешенность колес. Повышенный дисбаланс колес вызывает ускоренный износ шин, деталей подвески и рулевого управления. Вибрации, возникающие при повышенном дисбалансе, неприятны для пассажиров и могут привести к появлению трещин в кузове.

Динамическая балансировка шин производится на специальных стендах: К-125, «Афит», «Бош», «Хофманн», «Лейкою» и др. При невозможности произвести динамическую балансировку допускается статическая балансировка колес на автомобиле, однако она дает худшие результаты, чем динамическая, и не может полностью устранить повышенный износ шин.

Читать еще:  Выявляем причины вибрации руля, без заезда на СТО

Статическую балансировку колес можно выполнять на ступице переднего колеса. Для этого ослабляют затяжку подшипников ступицы на 2—3 прорези регулировочной гайки и отпускают тормозные колодки до свободного вращения колеса. Поворачивая колесо, периодически останавливают его в различных положениях. Если в любом из этих положений колесо после остановки продолжает вращаться, его следует отбалансировать. Для этого предварительно снижают давление воздуха в шине на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2). Толчком от руки заставляют колесо вращаться влево до полной остановки и в этом положении отмечают мелом в верхней части колеса на борту покрышки линию І (рис. 39,6) перпендикулярную к плоскости опоры и проходящую через ось вращения. Такую же операцию выполняют при правом вращении колеса и делают вторую отметку (линия ІІ). Разделив пополам расстояние между найденными отметками, определяют самое легкое место колеса (линия ІІІ). Устанавливают на закраину диска колеса с каждой стороны. Средней отметки по одному балансировочному грузу массой 20 г каждый и снова проверяют уравновешенность колеса при его вращении. Если при остановке колеса грузы займут крайнее верхнее положение, их заменяют более тяжелыми (по 30 г каждый). Подобрав грузы но массе, раздвигают их на одинаковые расстояния (А) от средней отметки до тех пор, пока колесо будет сохранять состояние статического равновесия в любом положении.

Но окончании балансировки грузы молотком плотно насаживают на закраину обода и поднимают давление воздуха в шине до номинального. Передние колеса балансируются каждое на своей ступице, задние — на одной из ступиц передних колес.

Рисунок 3.8 Статическая балансировка колеса: а – крепление балансировочного груза на ободе колеса; б — определение самой легкой части колеса; в— начальное положение балансировочных грузов; г — окончательное положение балансировочных грузов (при равновесии колеса); 1 — диск колеса; 2 — шина; 3 — пружинная скоба крепления груза; 4 — балансировочный груз

Излом на борту шины в результате деформации обода

Обрыв нитей корда каркаса по краям протектора в результате перегрузки автомобиля

Разрыв покрышки при ударе вследствие завышенного давления в шине

Повреждение боковин, причиняемое цепями противоскольжения, непригодными для данных шин

Езда с цепями противоскольжения

Отремонтировать или заменить обод новым; при сильном повреждении шину заменить

Не перегружать автомобиль, шину заменить

Заменить шину новой, установить нормальное давление

Пользоваться цепями соответствующего типа

Пользоваться цепями только в необходимых случаях

Визг шин на виражах

Ненормальное давление в шинах

Неправильная установка углов передних колес

Деформация поворотного кулака или рычагов подвески

Довести давление до нормы

Заменить деформированные детали

Повышенное и неравномерное изнашивание шин (рисунок 3.9)

Нарушение углов установки передних колес

Большой износ шаровых и резинометаллических шарниров подвески

Езда на высокой скорости по неровным дорогам

Слишком резкие разгоны автомобиля с пробуксовкой колес

Частое пользование тормозами с блокировкой колес

Нарушение углов установки колес

Повышенный зазор в подшипниках ступиц колес

Невыполнение рекомендуемой перестановки колес

Отрегулировать тормозную систему

Отремонтировать амортизаторы или заменить их

Отрегулировать угол развала колес

Установить нормальное давление

Отрегулировать, заменить изношенные детали

Не превышать допустимых нагрузок, указанных в инструкции по эксплуатации

Переставлять колеса по схеме

Рисунок 3.9 Виды износа и причины неравномерного изнашивания покрышки: а — нормальный равномерный износ; б — повышенный износ середины протектора — эксплуатация шины с повышенным давлением воздуха; в — повышенный износ крайних дорожек без ступенек — эксплуатация шины с пониженным давлением воздуха; г — повышенный износ наружных дорожек передних колес (изображено правое колесо, вид сзади) — увеличенный угол схождения колес; д — повышенный износ внутренних дорожек передних колес (изображено правое колесо, вид сзади) — отрицательный угол схождения колес; е — повышенный износ внутренних передних колес дорожек со ступеньками между ними (изображено правое колесо, вид сзади) — отрицательный угол развала колес; ж — повышенный ступенчатый износ внутренних дорожек задних колес (изображено правое заднее колесо, вид сзади) — отрицательный угол развала задних колес (погнута задняя балка); з — местный износ в виде отдельных пятен (на любом колесе) — нарушена балансировка колес

Читать еще:  Какие стойки амортизаторов лучше

Неисправности колес и шин

Если водитель выбирает обучение экстремальному вождению, то вопросом исправности и нормальной работы шин и колес он должен озаботиться в любом случае . Ведь их исправное состояние – очень важный элемент корректной езды и безопасности на дороге, при чем речь идет не только о самом водителе, но и его пассажирах и других водителях на дороге. Поэтому контроль состояния колес и шин – священный долг каждого водителя не только перед самим собой, но также и перед другими участниками дорожного движения, с которыми он пересекается на проезжей части. Рассмотрим же типичные неполадки в работе шин и колес, их основные причины и методы устранения этих неполадок.

Прежде всего рассмотрим такой признак, как неравномерное изнашивание шин. Это может быть свидетельством нарушения правил их надлежащей эксплуатации, а также различными нарушениями функционирования узлов ходовой части и системы рулевого управления. Вот основные причины неприятного явления считаются верным признаком того, что что-то в работе автомобиля пошло не так и он нуждается в хорошей диагностике.

1) Повышенное или пониженное давление внутри шин

2) Износ шины, выглядящий как стертый рисунок протектора с закруглениями с одной стороны, наоборот, заострениями с другой, говорит о нарушении в процессе схождения колес. При зазоре больше допустимого в 10-15 мм неравномерное изнашивание наблюдается уже после 1000 километров пробега.

3) Резкий перекос на одну сторону может свидетельствовать о нарушениях в процессе развала.

4) Характерные «залысины» на протекторах появляются от усиленного биения, производимого рабочей поверхностью диска или же тормозным барабаном. Иногда они являются результатом аварийного торможения, например, на бетонной поверхности.

5) Несколько «залысин», образующих как будто пятнистый рисунок, возникают в силу разных причин . В их числе:

– люфт в шарнирных механизмах рулевой системы

– неисправность передних амортизаторов

– неправильная балансировка передних колес

– ослабленные крепления рычагов в рулевой трапеции

– любые другие последствия углового колебания колес

Что делать, если передние колеса как будто «виляют»? Видимо, какие-то детали или сами колеса изношены и нуждаются в замене либо затяжка подшипников не отрегулирована. Если их «уводит в сторону» – возможно, есть смысл проверить уровень давления в шинах. Повышенное изнашивание шин может быть причиной того, что автомобиль перегружен и на них создается дополнительная нагрузка. Если эта проблема исключена, тогда имеет смысл проверить тягу, возможно, она не отрегулирована, или имеет место дисбаланс ступицы и тормозного барабана. Также повышенный износ шин может наблюдаться при несоблюдении водителем правил корректной и аккуратной езды. Напоминаем, что агрессивный стиль вождения на больших скоростях опасен не только для водителя и окружающих, но также чреват выходом из строя важных деталей автомобиля, что может негативно отразиться на состоянии машины и ввести ее обладателя в дополнительные финансовые расходы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector