Goldenfly.ru

Как не быть оштрафованным за превышение скорости

Не догонят, но накажут. Как оспорить ошибочные штрафы за превышение скорости

Фото: © РИА Новости/Леся Полякова

Комплексы фотофиксации нарушений иногда делают потрясающие снимки, на которых можно увидеть, как “газель” или “жигули” развивают космические для себя скорости.

Из-за разного рода неполадок камер фотофиксации нарушений скоростного режима автолюбители зачастую получают совершенно абсурдные штрафы. Законопослушным гражданам, которые следят за скоростью и соблюдают правила дорожного движения, неожиданно приходят так называемые письма счастья с фантастическими цифрами зафиксированной скорости и предписаниями оплатить штраф. Лайф расскажет, как поступить в том случае, если превышения не было, а взыскание есть.

Водитель пассажирской “газели” из Ульяновска на днях получил по почте документ, в котором значилось, что микроавтобус нижегородского производства двигался по городу со скоростью 233 км/ч, при том что, согласно техническим характеристикам, максимальная скорость данной модификации “газели” не может превышать 135 км/ч. Более того, на фотографии, размещённой в сообществе движения “Синие ведёрки” в соцсетях, видно, что водитель даже не держался за руль в момент съёмки камерой фотофиксации, что несколько странно при скорости машины за 200 км/ч.

Фото: © facebook.com/Синие Ведёрки

Похожая история произошла в Ярославле, где без вины виноватым оказался водитель фургона ВИС (мелкосерийный автомобиль на базе Lada Granta). Камера запечатлела машину на одной из городских улиц, по которой ВИС двигался со скоростью 138 км/ч, хотя на сайте завода-изготовителя указано, что быстрее, чем 110 км/ч, автомобиль этой модели двигаться не может.

Оба пострадавших из-за ошибок системы водителя подали жалобы в организации, контролирующие дорожные камеры. Постановление относительно шофёра “слишком быстрой” “газели” отменили, а в Ярославле до сих пор выясняются обстоятельства произошедшего. Как считает автомобильный юрист Сергей Радько, только жалоба поможет аннулировать несправедливо вынесенное решение о наложении штрафа.

— Любое постановление, которое кажется автовладельцу незаконным, нужно обжаловать. В противном случае придётся платить штраф, каким бы абсурдным ни был повод. Поэтому ждать, что взыскание за превышение скорости на безумные 300 км/ч отменят ” просто так” , не стоит, — говорит Радько.

Подача жалобы — дело серьёзное, просто заявить о своей невиновности недостаточно, необходимы доказательства абсурдности наложенного штрафа.

— Если машина технически не может достичь скорости, указанной в постановлении, то необходимо приложить подтверждающий это документ. Чтобы получить его, нужно обратиться к официальному дилеру марки, либо отправить запрос на завод-изготовитель транспортного средства. Также можно сделать выписку из инструкции по эксплуатации автомобиля, если в ней присутствуют данные о максимально возможной скорости, — советует автомобильный юрист.

Фото: © РИА Новости/Владимир Смирнов

Сергей Радько отмечает, что в жалобе необходимо указать, что факт нарушения, зафиксированный камерой, отсутствовал, так как транспортное средство фактически не может развить указанную в постановлении скорость, приложив данные о технических характеристиках машины. Жалоба подаётся на имя начальника подразделения, вынесшего постановление, либо в суд по месту совершения вменяемого нарушения.

Однако далеко не всегда автовладельцам, пострадавшим из-за ошибки комплексов фотофиксации, удаётся добиться отмены штрафа за невероятное превышение скорости только лишь с помощью жалоб. Это доказывает случай, который произошёл пять лет назад в Химках и имел широкий резонанс в СМИ. Тогда 70-летнего пенсионера пытались оштрафовать за то, что он якобы превысил скоростной режим в городе. Комплекс фотофиксации “Стрелка” показал, что водитель в годах двигался на своём автомобиле ВАЗ-2101 со скоростью 211 км/ч.

— Как выяснилось позже, пенсионер оказался не единственным, кто пострадал из-за вышедшего из строя прибора, оштрафованные ни за что автолюбители устроили митинг, на который пришла почти 1 тыс. человек, главным требованием митингующих была отмена ошибочных штрафов. В ходе проверки оборудования выяснилось, что радар комплекса “Стрелка”, установленного на одной из улиц Химок, был повреждён ранее в результате обстрела из огнестрельного оружия, — рассказывает Пётр Шкуматов, координатор движения “Синие ведёрки”.

В результате постановление в отношении владельца “жигулей”, история которого попала в прессу, было отменено, а вот остальным пострадавшим пришлось обращаться в суд или всё-таки платить штрафы.

Если санкции, к которым привели абсурдные ошибки систем контроля за скоростью, ещё можно обжаловать, то в случае, если камера неправильно зафиксировала скорость и этот показатель ниже указанной изготовителем “максималки” автомобиля, — доказать невиновность водителя практически невозможно.

— Все камеры являются официальным средством измерения, они сертифицированы, регулярно проходят проверку, поэтому только из-за слов водителя, что он не виноват, постановление никто отменять не будет. Не спасёт и видеорегистратор, способный измерять скорость автомобиля. Камера фотофиксации сертифицирована для измерения скорости, а регистратор — нет. Поэтому в случае, если постановление о штрафе придётся обжаловать в суде, данные комплекса фотофиксации будут рассматриваться как единственно верные, — говорит юрист Сергей Радько.

Читать еще:  Прибор, помогающий водителям бороться со сном

Аналогичного мнения придерживается Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. По его словам, вина техники очевидна, если превышение слишком велико и такие случаи достаточно редки. Намного сложнее дело обстоит с не столь явными ошибками, которые, к сожалению, встречаются намного чаще.

— Не так давно я столкнулся со следующим инцидентом — водителя КамАЗа оштрафовали за то, что он ехал на грузовике, загруженном цементом, со скоростью 127 км/ч. Шофёр утверждал, что гружёная машина попросту не способна достичь такой скорости, однако сотрудники ГИБДД сделали запрос на завод-изготовитель, и там подтвердили, что максимальная скорость КамАЗа теоретически может превышать указанное в постановлении значение, — рассказал Травин.

Поэтому во всех случаях, когда ошибка неочевидна, постановление отменить вряд ли удастся. От расплаты за сбои системы фотофиксации не спасёт ни регистратор, ни даже показания радаров ДПС.

— В моей практике был случай, когда скорость автомобиля одновременно измеряли как стационарный комплекс, так и мобильный, установленный в машине ДПС. Первый показал значение 124 км/ч, инспекторы получили 84 км/ч. В результате суд признал верными показания автоматической камеры и оштрафовал водителя, объяснив это тем, что сотрудники ДПС могли неправильно провести измерения, а стационарный комплекс настроен верно и регулярно проходит проверки, — поделился Виктор Травин.

Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо

Как рассказал Пётр Шкуматов, ситуации, когда водитель ехал, не нарушая скоростного режима, и потом неожиданно получил постановление о наложении штрафа, происходят достаточно часто.

— Такая история недавно произошла на улице Миклухо-Маклая в Москве. Там достаточно узкая проезжая часть и в час пик скорость не превышает 40—50 км/ч. Сразу нескольким гражданам пришли “письма счастья”, в которых утверждалось, что водители превысили скорость на 40 км/ч и, более того, практически в одно и то же время, хотя в этот момент на дороге была пробка, поток еле ехал. Поиски правды не увенчались успехом, так как доказательств того, что водители не превышали, не нашлось — пришлось заплатить штрафы, — сообщил Шкуматов.

По его мнению, в России действует презумпция виновности водителя в случае, если превышение скорости зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме. Постановление отменяют только тогда, когда очевидна его абсурдность. В других случаях добиться аннулирования штрафа практически невозможно. Таким образом, ситуацию может разрешить только смена оборудования и программного обеспечения комплексов фотофиксации нарушений, которая сведёт вероятность ошибок к минимуму.

Верховный суд запретил штрафовать водителей за превышение средней скорости

Когда в России стали массово появляться камеры, контролирующие скорость в определенных местах дорог, водители быстро нашли противоядие. Расположение устройств стали наносить на карты навигационных программ и включать в специальные приложения для смартфонов, чтобы те предупреждали. В итоге возле камер машины притормаживали, а затем снова неслись вовсю.

В ответ власти стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определенном участке дороги. Вот первая камера зафиксировала автомобиль и передала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину запечатлело второе устройство. Далее нехитрый подсчет по школьному курсу физики — и готова средняя скорость. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходит штраф. Но Верховный суд сказал, что это неправильно.

От редакции

Превышать скорость нехорошо — хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем. Лучшая защита от штрафа — ехать по правилам или, на худой конец, с превышением не более чем на 20 км/ч , за которое пока не наказывают.

С другой стороны, все должно быть по закону. И штрафы за среднюю скорость — тоже.

Как устроена процедура штрафов с камер

По КоАП камеры правильно называть длинным термином «специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме». Это надо знать хотя бы для того, чтобы легко найти в КоАП профильные статьи. Но дальше в статье я буду использовать привычное слово «камера».

Эти устройства сейчас умеют контролировать не только скорость автомобиля, но и много чего еще. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку или стоянку в неположенном месте, нарушение направления движения по полосам, езду по встречке или по полосе для общественного транспорта.

Поскольку все происходит автоматически и без участия человека, для наказаний «по мотивам» камер есть специальные правила. Вот они:

  1. За нарушения только штрафуют, причем по нижней границе «вилки». Например, штраф за превышение скорости на 41—60 км/ч — от 1000 до 1500 Р . Если это зафиксирует камера, возьмут 1000 Р .
  2. Если устройство запечатлело проступок, за который лишают прав, то вместо этого будет штраф 5000 Р .
  3. Протокол не составляют — сразу заочно оформляют постановление о назначении штрафа.
  4. Штраф выписывают собственнику — человеку, на которого зарегистрирован автомобиль. Чтобы не платить, он должен отдельно доказать, что не был за рулем в момент съемки.
Читать еще:  Почему автогаз активно прибавляет в своей стоимости

Вот варианты, как быть со штрафом за превышение средней скорости в зависимости от ситуации:

  1. Вам пришло «письмо счастья», вы его не обжаловали, через 10 дней штраф вступил в силу, но вы его так и не заплатили. Увы, долг не спишут.
  2. Все как в первом варианте, но штраф вы заплатили. Деньги не вернут.
  3. Вы получили постановление о штрафе с камеры, и с этого момента еще не прошло 10 дней. Вот тут решение ВС должно помочь — сошлитесь на него при обжаловании штрафа.

Как обжаловать штраф, в Т—Ж подробно разбирали в отдельной статье.

Для справки: можно ли обжаловать штраф с камеры за превышение конкретной скорости

Если вы собственник, были за рулем автомобиля и действительно превысили скорость, отменить штраф можно только через обман. То есть сказать, будто машиной управлял, скажем, родственник или знакомый, который готов свидетельствовать в ГИБДД или в суде. Но, во-первых , к этому могут отнестись со скепсисом: слова есть слова. А во-вторых , родственник либо знакомый фактически лжесвидетельствует, за что предусмотрен отдельный штраф — 1000—1500 Р .

Однозначно можно отбиться от штрафа, если выяснится, что автоматическая камера работала некорректно и завышала измеряемую скорость. Так случилось, например, в 2017 году в Вологодской области, где от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей.

А вот еще один пример технической ошибки из судебной практики в Нижегородской области. Собственнику пришло два штрафа за превышение конкретной скорости с камер, расположенных друг от друга почти в 7 км. Устройство № 1 зафиксировало проступок в 9:37:16 , а устройство № 2 — в 9:37:50 , то есть через 34 секунды. Получилось, что между камерами автомобиль ехал со скоростью свыше 700 км/ч , иначе он бы просто не успел достичь устройства № 2 к означенному времени. Поскольку это технически невозможно, суд все-таки отменил второй штраф.

Однако, повторюсь, если устройство, которое зафиксировало ваше нарушение, работало корректно, шансы законно оспорить штраф нулевые. Не стоит и пытаться.

Как ГИБДД штрафуют за превышение скорости даже на 5-10 км/ч

Верховный суд РФ положил конец старой уловке инспекторов. Каждый водитель должен знать о незаконной практике и уметь от нее защититься.

Для того, чтобы «попасть» под санкции, предусмотренные ст. 12.9 КоАП РФ за превышение скорости, нужно превысить допустимую скорость движения минимум на 20 км/ч. Шумиха вокруг «нештрафуемого» порога уже несколько лет не утихает, поскольку то в ГИБДД, то в других ведомствах регулярно находятся инициативные представители, разрабатывающие всяческие предложения о снижении минимально-допустимого превышения скорости.

И пока все эти инициаторы ломают копья в дискуссиях, каждый водитель знает: наказать за превышение скорости менее чем на 20 км/ч от установленного лимита невозможно!

Однако у инспекторов ГИБДД, как оказалось, была одна весьма распространенная уловка, которая позволяла привлекать водителей даже за превышение скорости на 15, 10 или даже 5 км/ч!

Читать еще:  Как защитить машину от угона?

Как водителей штрафовали за превышение менее 20 км/ч

Вот несколько ситуаций, с которыми обращались водители к нашим юристам за консультацией.

Вопрос 1: Ехал по загородной трассе и заехал на участок с ограничением скорости в 50 км/ч. Двигался около 65 (там был ремонт), как перед самым завершением этой зоны меня остановил сотрудник ГИБДД. Показал на данные радара – я ехал 67 км/ч и предложил оформить штраф по ч. 1 ст. 12.16 – нарушение требований знаков! Я согласился, но потом засомневался – ведь я же не превысил скорость или если стоит отдельный знак – это законно?

Вопрос 2: Может ли инспектор ГИБДД обвинить меня в нарушении требований, предписанных знаками, если стоит знак ограничения скорости 20, а я ехал 35? Разве на это не распространяется правило, что недопустимо превышать скорость более чем на 20 км/ч.

Вопрос 3: Я превысил скорость на 10 км/ч, от установленной знаком. Инспектор меня убедил что если бы я превысил на 20 км/ч, то уже был бы штраф за скорость, а если ниже, то мне положен штраф по ст. 12.16 КоАП РФ. Я о таком не слышал, правда ли это?

Как видите – на первый взгляд все звучит убедительно.

Часть 1 ст. 12.16 КоАП РФ действительно устанавливает ответственность за нарушение требований и предписаний дорожных знаков. В итоге, многих водителей вполне реально убедить в том, что даже нарушение скоростного режима, установленного знаком, может наказываться по другой статье, если не «дотягивает» до величины в 20 км/ч.

Не фейк ли это?

Нет, при подготовке материала мы постарались найти примеры из судебной практики и это без труда удалось.

Выборка по апелляционным жалобам на ст. 12.16 КоАП РФ с ключами «превышение скорости» или «скорость» позволяет легко найти десятки самых различных дел. При этом суды достаточно трезво подходит к рассмотрению жалоб на такие протоколы.

Например, Курчатовский районный суд г Челябинска при рассмотрении дела 12-473/2016 отменил постановление инспектора ГИБДД по части 1 ст. 12.6 КоАП РФ, выписанное за нарушение скоростного режима. Конкретные величины скорости неизвестны, так как удалены из документа в автоматическом режиме (везде стоит 0 км/ч).

Похожее решение вынес и Калининский районный суд г. Челябинска в материале по делу № 12-747/2016.

Эти случаи подтверждают, что на местах ряд инспекторов ДПС охотно использовал такую практику.

Стоит заметить, что санкция по ст. 12.16 части 1 – это штраф в 500 рублей, который к тому же можно оплатить со скидкой. Поэтому даже при массовой практике едва ли водители будут тратить время на обжалование из-за 250 рублей.

Верховный суд поставил точку

25 июня 2019 года Верховным судом издано свежее Постановление Пленума о различных вопросах, касающихся применения норм КоАП РФ. Мы уже писали о разъяснениях в части фар и номеров, однако коснулся ВС РФ и привлечения к ответственности по ст. 12.16 и 12.9 КоАП РФ.

В пункте 11 судьи ВС РФ уточнили, что водитель может быть наказан за превышение скорости лишь по специальной статье – 12.9 КоАП РФ, а не по общей, наказывающей за нарушение требований знаков.

Выдержка из постановления ниже.

С полным текстом Постановления Пленума можно ознакомиться на сайте ВС РФ.

Если инспектор вменяет превышение скорости менее чем на 20 км/ч

  1. Разъясните ему, что ответственность за превышение скорости наступает лишь по ст. 12.9 КоАП РФ.
  2. Сошлитесь на пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ от 25 июня 2019 года.
  3. Сообщите, что этот протокол будет обязательно обжалован вами как его руководству, так и в суд.

Этого будет достаточно, чтобы привычный трюк «не сработал», но если инспектор будет непреклонен – ни в коем случае не платите штраф, а подавайте жалобу. Вероятность 100%, что максимум через суд она будет отменена. И хотя сумма штрафа невелика – в данном случае стоит потратить полчаса времени на восстановление справедливости.

Если у вас остались вопросы – задайте их нашим юристам прямо сейчас по телефонам горячей линии или

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector