Goldenfly.ru

Как выиграть суд с дорожной службой и получить компенсацию за ремонт машины?

Как получить компенсацию от дорожных служб

Состояние дорог в России, несмотря на активно предпринимаемые меры по их ремонту, давно уже является поводом для не самых доброжелательных высказываний в адрес дорожных служб. Лопнувшие колеса, погнутые колесные диски, согнутые амортизационные стойки – все это далеко не полный перечень повреждений, который может получить легковой, а порой и грузовой автомобиль при попадании в достаточно глубокую дорожную яму. Особенно остро данная проблема встает в весенний период. Недаром среди автомобилистов так популярна шутка о том, что асфальт на наших дорогах тает быстрее снега.

Кто должен компенсировать ущерб?

В свете всего вышесказанного как нельзя остро встает вопрос о том, кто виноват в том, что дороги порой очень далеки от требований государственных стандартов и о том, кто и в каком порядке должен компенсировать ущерб, понесенный собственником транспортного средства при попадании в глубокую дорожную яму. Дело в том, что обязательное страхование автогражданской ответственности в данной ситуации не поможет. Данный вид страхования, как известно, при соблюдении определенных условий гарантирует компенсацию ущерба пострадавшему в ДТП третьему лицу, а также его имуществу, но не владельцу страхового полиса. В рассматриваемой ситуации водитель сам является пострадавшим, однако виновник – компания, занимающаяся строительством и ремонтом дорог в данном регионе – страхового полиса ОСАГО не имеет. Соответственно, рассчитывать на компенсацию, даже при обращении в офис своего страховщика, не стоит.

Несколько иначе обстоит ситуация с владельцами полисов КАСКО. Они могут рассчитывать на полную компенсацию ущерба в случае, если в страховом договоре рассматриваемый случай оговорен как страховой. К сожалению, сумма ущерба нередко оказывается меньше или равна сумме имеющейся безусловной франшизы, поэтому итоговая сумма компенсации в любом случае оказывается смехотворной.

Следует помнить, что согласно гражданско-правовому кодексу РФ гражданин имеет право на полную компенсацию ущерба. Как правило, в случае невозможности получения страховой выплаты компенсировать ущерб должен виновник происшествия. В рассматриваемой ситуации, разумеется, данным виновником являются дорожные службы. Они то и должны выплачивать компенсацию. Однако абсолютное большинство автомобилистов предпочитают компенсировать суммы ущерба из своего кармана, ремонтируя поврежденный автомобиль за свой счет. При этом сумма, необходимая для восстановления работоспособности транспортного средства может варьировать от пятисот рублей за ремонт «грыжи» на покрышке до десятков тысяч рублей за крупный ремонт подвески и ходовой части автомобиля. Конечно, обращаться за компенсацией ремонта покрышки не совсем рационально с точки зрения экономии времени, однако побороться за оплату ремонта стоимостью в несколько тысяч рублей имеет смысл.

В каких случаях дорожные службы считаются виноватыми в ДТП

На сегодняшний день в России существуют вполне внятные стандарты, определяющие максимально допустимые размеры дорожных выбоин. Считается, что безопасной для легкового автомобиля является выбоина, ширина которой не превышает шестьдесят сантиметров, длина пятнадцать сантиметров и глубина пять сантиметров. Выбоины, размеры которых не соответствуют данным параметрам, считаются потенциально опасными, так как попадание в них практически всегда приводит к поломкам транспортного средства.

При наличии на дороге выбоин, не соответствующих ГОСТУ, дорожные службы обязаны информировать об этом водителя путем установки соответствующих ограждений и дорожных знаков, а также в максимально короткие сроки ликвидировать повреждение дорожного покрытия. При несоблюдении этих двух правил, дорожные службы считаются виновниками ДТП во всех ситуациях, за исключением грубого нарушения водителем правил дорожного движения (в частности скоростного режима).

Как получить компенсацию?

Положительное решение суда в ответ на иск в отношении дорожных служб обеспечивается грамотными действиями водителя сразу после ДТП и во время подготовки к судебному разбирательству. Так, следует помнить, что повреждения, полученные автомобилем в момент попадания в выбоину считаются повреждениями, полученными в дорожно-транспортном происшествии. Соответственно, ДТП должно быть грамотно оформлено. Сразу после аварии следует включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, найти как минимум двоих свидетелей и записать их данные.

Помимо свидетельских показаний важным доказательством вины дорожных служб в суде могут оказаться данные видеофиксации. Поэтому следует произвести видеосъемку места происшествия таким образом, чтобы на ней четко различалось место аварии, причина аварии (выбоина), поврежденный автомобиль. Лучше, если имеющиеся свидетели или данные записи работавшего в момент аварии видеорегистратора позволят установить факт отсутствия нарушений ПДД со стороны водителя. В противном случае дорожные службы могут сослаться на то, что водитель нарушил ПДД и причиной аварии стало именно это, а не выбоина на асфальте.

После фиксации места ДТП необходимо вызвать наряд дорожной полиции, которая оформит ДТП и выдаст пострадавшему копию протокола и справку о ДТП. При этом важно проследить, чтобы в протоколе были указаны данные свидетелей, факт отсутствия ограждений и знаков около выбоины, наличие фото или видеосъемки, которая будет предоставлена в суде.

В дальнейшем требуется получить в отделении ГИБДД справку о плохом состоянии дорожного покрытия и факте ДТП с указанием всех необходимых данных, а также данные компании, которая отвечает за состояние аварийного участка дороги. После этого производится независимая оценка ущерба автомобиля и на адрес дорожной компании отправляется досудебная претензия с приложением данных независимой оценки ущерба и просьбой о выплате компенсации в досудебном порядке. Претензию необходимо отправлять заказным письмом с подтверждением. Все понесенные расходы должны быть подтверждены соответствующими чеками.

Читать еще:  Возможность заправки машины при включенном двигателе

В случае отказа дорожной компании оплачивать ремонт или отсутствии ответа на претензию в течение тридцати дней необходимо составить судебный иск и подать его на рассмотрение в суд по тому адресу, являющемуся юридическим для данной компании. В случае положительного решения по иску дорожная компания будет обязана компенсировать не только ущерб, нанесенный автомобилю по их вине, но и все судебные расходы, понесенные истцом в процессе подготовки к судебному разбирательству.

Как отсудить у дорожников деньги на ремонт автомобиля?

Ежегодно из-за ненадлежащего состояния дорог страдают тысячи автовладельцев. Бездействие дорожных служб и ЖКХ возмутило не только водителей, но и страховщиков, которым приходится оплачивать ремонт автомобиля, угодившего в яму на дороге.

Руслан Галимов, 2 февраля 2012

П рецеденты последних лет дали надежду автовладельцам и страховым компаниям на то, что с дорожниками можно и нужно бороться. Недавним таким прецедентом послужило судебное разбирательство, в ходе которого уральский водитель отсудил у дорожных служб 100 тысяч рублей на ремонт автомобиля.

Прецеденты

О тсутствие контроля над состоянием дорожного полотна, бесконтрольное строительство дорог приводят к тому, что уже через несколько месяцев на них появляются трещины, выбоины и ямы. А в зимнее время года все это усугубляется еще и погодными условиями, в частности гололедицей и обледенениями на отдельных участках. Кроме того, дороги введенные в эксплуатацию много лет назад, практически не подвергались ремонту, что привело их в фактически в полную негодность.

И з-за этого ежегодно страдают тысячи автовладельцев по всей территории страны. Ремонт автомобилей в буквальном смысле встает им в копеечку. Устали от такого положения дел и страховые компании, которые по вине дорожных служб и ЖКХ ежегодно теряют свою прибыль. Если раньше это были единичные случаи, и автовладельцы предпочитали записать в протоколе ГИБДД «не справился с управлением», то теперь они задумались над тем, что пора привлечь к ответу организации, несущие ответственность за состояние дорожного полотна.

К ак оказалось на практике, привлечь к ответственности дорожные службы можно. Если правильно оформить протокол, заручиться поддержкой свидетелей, сделать соответствующие снимки с места ДТП, то суд признает вину дорожников. Подтверждением тому служат примеры подобных разбирательств.

Т ак, уральский водитель отсудил у дорожной службы 100 тысяч рублей на ремонт автомобиля, который попал на обледеневший участок дороги с 10-сантиметровой колеей, после чего его вынесло в кювет. Автомобиль перевернулся и получил серьезные повреждения. На дороге отсутствовал знак «Скользкая дорога» и ограничения скорости и дистанции. Суд удовлетворил иск потерпевшего, так как свидетели подтвердили, что в день ДТП на дороге были гололед и колея.

Е ще один прецедент произошел в республике Коми. Девушка, находившаяся за рулем автомобиля, попала в колею, вследствие чего машину бросало из стороны в сторону и, в конце концов, вынесло в кювет. Автомобиль перевернулся и получил механические повреждения. Девушка отделалась легким испугом.

Е й также удалось отсудить у дорожников 30 тысяч рублей на ремонт автомобиля, так как сразу после ДТП девушка вызвала на место происшествия службу спасения, пожарных, сотрудников ГИБДД, а также свидетелей. Снимки с места ДТП и показания свидетелей помогли автовладелице в суде, который обязал дорожную службу выплатить пострадавшей компенсацию в размере 30 тысяч рублей, а также отремонтировать опасную участок дороги на трассе Сыктывкар-Ухта.

И совсем уникальный случай, когда в борьбу с дорожниками и коммунальщиками вступила страховая компания, которой удалось отсудить у них 41,5 тысяч рублей. Автомобиль клиента въехал в лужу, которая оказалась глубокой ямой посередине дороги. Владелица автомобиля решила не делать лишних усилий и обратилась в страховую компанию для получения средств на ремонт машины. Пока автомобиль восстанавливали, страховщики обратились с иском в суд, который был полностью удовлетворен.

Что нужно делать, чтобы отсудить у дорожников деньги на ремонт автомобиля?

П режде всего, рекомендуют эксперты, не нужно пускать все на самотек. Многие автовладельцы сами виноваты в том, что предпочитают не дожидаться сотрудников ГИБДД, а обращаются в страховые компании или восстанавливают автомобиль своими силами. Кроме того, важно помнить, что если автомобиль получил повреждения из-за провала или ямы, то это уже ДТП.

Э ксперты настоятельно советуют вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД и сделать снимки повреждений участка дороги и автомобиля. У правоохранительных органов нужно узнать, в чьем введении находится участок дороги с тем, чтобы подать в суд иск на эту организации и потребовать компенсации ущерба.

В ажно знать некоторые ГОСТЫ. Так, ГОСТ 50597-93 предписывает, что величина ямы на дороге не должна быть более 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине. Также там говорится, что отклонение крышки люка от уровня покрытия не должно превышать более 2 см. А если на дорогах имеются обледенения, то они должны быть ликвидированы в течение 4-6 часов с момента их обнаружения.

Читать еще:  Нужны ли вам шины, которые не бояться проколов?

Е сли размеры ям на дорогах, а также другие повреждения дорожного полотна превышают указанные нормы, то опасный участок должен быть обозначен предупреждающими знаками или огражден. Однако для того, чтобы выиграть дело в суде, автовладелец сам должен быть внимательным, не нарушать ПДД и не превышать скорость.

И так, преступим непосредственно к тому, как отсудить деньги у дорожников на ремонт автомобиля. Если вы попали в ДТП по причине неисправности дорожного полотна, сразу же остановитесь и включите аварийку. Важно не отъезжать от места происшествия ни на сантиметр и желательно оставить в таком же виде, в каком он находиться, то есть, застрявшем в яме или люке. Выставьте знак аварийной остановки и вызовите сотрудников ГИБДД.

Д о прибытия сотрудников ГИБДД попросите свидетелей дать свои показания, запишите их данные. Попросите их письменно засвидетельствовать свои показания о состоянии дорожного полотна в присутствии правоохранительных органов. Проследите, чтобы эти данные попали в протокол. Сделанные снимки с места ДТП должны быть пришиты к протоколу. На снимках должны быть хорошо видны расположение и размеры ямы или других повреждений дорожного полотна.

П осле прибытия на место ДТП сотрудников ГИБДД следите, чтобы протокол был оформлен правильно. Не соглашайтесь, чтобы там фигурировала фраза «не справился с управлением», иначе суд вам не выиграть. Именно грамотно и правильно составленный протокол дает шанс отсудить деньги у дорожных служб. В протоколе обязательно должны быть указаны размеры ям или прочих повреждений дороги, а также отсутствие дорожных знаков и ограждений. Сотрудники ГИБДД обязаны пердоставить вам копию протокола. Собственноручно напишите все обстоятельства дела и прикрепите к протоколу.

П ри необходимости обратитесь в травмпункт, чтобы исключить наличие скрытых травм. Если у вас есть серьезные повреждения, не отказывайтесь от больничного листа, так как если вы находились на больничном более 21 дня, то против виновников аварии может быть возбуждено уголовное дело. Также постарайтесь узнать о месте и времени рассмотрения вашего дела в группе разбора. Постарайтесь явиться туда лично или прислать своего представителя.

Н еобходимо уточнить, является ли виновник ДТП юридическим лицом. Если же ответчик является только территориальным подразделением, то иск нужно подавать на вышестоящую организацию. Обязательно закажите специализированной фирме оценку ущерба автомобиля. Предварительно уведомите телеграммой ответчика о проведении экспертизы. В телеграмме укажите место и время ее проведения. Не забудьте сохранить копию телеграммы для суда.

П осле этого необходимо послать ответчику требование о добровольном возмещении ущерба, приложив к нему копии всех документов, имеющих отношение к ДТП. Если в течение месяца с момента отправки требования, виновник не даст вам ответа или откажется возмещать ущерб, вы вправе подавать на него иск в суд. До суда желательно не ремонтировать автомобиль, так как в ходе процесса будет проводиться повторная оценка причиненного ущерба и техническая экспертиза повреждений автомобиля.

В суде доказательствами по делу будут служить протокол, составленный правоохранительными органами, претензия в адрес виновника ДТП, а также результаты оценки и технической экспертизы. При наличии всех этих документов, правильно оформленного протокола, отсутствия нарушения ПДД с вашей стороны, а также показаний свидетелей, вполне реально отсудить денежную компенсацию причиненного вреда у дорожных служб на восстановление автомобиля.

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Случай должны признать страховым

Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф. Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена. Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст. 963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.

Состояние дороги – дело администрации

Илья Моренов подал в суд на ООО «Магистраль», на главное управление автомобильных дорог Нижнего Новгорода, пытаясь компенсировать ущерб от ДТП. Автомобиль Моренова наехал на выбоину и опрокинулся в кювет, ремонт обошелся более чем в 180 000 руб. Водитель заключил, что авария произошла из-за плохой дороги, и попытался взыскать компенсацию с ответственных за ее содержание. Но суды ему отказали.

Читать еще:  Ошибки, которые допускаются при заводе двигателя машины при морозе

Согласно справке о ДТП, авария действительно произошла из-за наезда на выбоину. Однако возник спор относительно вины сторон в ДТП. Согласно заключению экспертизы, невозможно установить, мог ли водитель обнаружить опасность вовремя. Но суд заключил, что причиной ДТП стали действия водителя. Наличие на дороге выбоины не говорит о том, что поломки автомобиля связаны с ДТП, и не свидетельствует о нарушении ответчиками обязательств по содержанию дороги, решили суды. В ВС не согласились с таким подходом, указав нижестоящим коллегам на обязанность ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии.

«Установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см», – напомнили в ВС.

И обратили внимание, что в споре факт недостатков дороги был подтвержден. Аналогичные решения принимались и в других судах. Так, апелляционным определением Сургутского городского суда от 13 марта 2018 года (дело № 11-38/2018) было оставлено в силе решение мирового судьи о взыскании с городской администрации ущерба по ДТП, в которое истец попал из-за плохой дороги, приводит пример Надежда Попова, юрист «Павлова и партнеры». Суды обеих инстанций справедливо определи, что в границах города содержать дороги в надлежащем состоянии – обязанность администрации. Однако Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в определении от 13.02.2018 (дело № 2-54/2018) по аналогичному спору применил п. 2 ст. 28 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». По нему пользователи дорог имеют право на компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу из-за нарушения техрегламентов теми, кто строит, реконструирует или содержит дороги.

Красноярский краевой суд оставил в силе судебное решение о взыскании ущерба в пользу автовладелицы из Ачинска, автомобиль которой попал в дорожную яму, скрытую дождем.

«Решения по аналогичным спорам, ответчиком в которых выступает администрация города или района, не всегда однозначны и защищают интересы стороны, которой причинен вред», – отмечает Надежда Попова.

Бремя доказывания – на причинителе вреда

В деле Моренова ВС также указал: доказать отсутствие вины должен тот, кто причинил вред (в данном случае это ООО «Магистраль»). Ответчик должен доказать и то, что ДТП произошло по неосторожности водителя – что не учли нижестоящие суды. Никаких доказательств того, что на месте ДТП были знаки об имеющемся недостатке дороги и объезде препятствия, в деле не было, указал ВС.

Аналогичный подход ВС демонстрировал и раньше. Так, в определении по делу № 84-КГ17-8, приводит пример Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm, ВС разъяснил, что при рассмотрении аналогичных дел доказывать отсутствие вины должен ответчик – ведомство, которое отвечает за качество дорожного покрытия. Истец же, лицо, которому причинен вред из-за невыполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию дороги, не обязан доказывать то, что в его действиях отсутствовали нарушения. ВС указал, что именно дорожная служба должна следить за состоянием дороги и водитель не виноват в аварии. Спор был отправлен на новое рассмотрение в облсуд.

Ответственность государства – в приоритете

В Апелляционном определении ВС Республики Башкортостан (дело № 33- 20907/2017) отдельно указывается на приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, в нем участвующих. Истец попала в ДТП в гололед из-за несоответствия дорожного покрытия установленным нормативам. Апелляция отменила решение суда первой инстанции, разъяснив положения п. 1 ст. 1064 ГК РФ, а также ст. 3 ч.ч. 1 и 3 ст. 24 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Рассматриваемое решение интересно тем, что судебная коллегия посчитала необходимым установить степень вины истицы и ответчика в равных долях, посчитав, что причиной ДТП послужило как наличие недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, так и нарушение истицей ПДД РФ. Формирование практики подобного рода способствует полному, всестороннему и справедливому рассмотрению такой категории дел.

Надежда Попова, юрист фирмы «Павлова и партнеры»

Что делать водителю?

Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. Если водитель подписал протокол со ссылкой на нарушение п. 10.1 ПДД, обязывающий водителя вести машину без превышения скорости и с учетом ситуации на дороге, доказать в суде, что причина аварии в состоянии дороги, будет сложнее.

В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector