Goldenfly.ru

Как сами водители влияют на надежность машины?

3.2. Надежность водителя и её составляющие

Психологи под на­дежностью водителя понимают его способность безошибочно уп­равлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение все­го рабочего времени. К основным факторам, определяющим на­дежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Надежность водителя – это свойство сохранить параметры функционировании в пределах, обеспечивающих безопасность движения и соответствующих режимам движения и усло­виям использовании автомобиля. Надежность водителя – это слож­ное свойство, определяемое более простыми: безотказностью, вос­станавливаемостью, сохраняемостью, долговечностью. Остано­вимся на них более подробно.

Безотказность водители это свойство сохранять работоспо­собность в пределах установленных норм рабочего времени (ра­бочего дня) исчисляемою к часах. Безотказность водителя изме­няется в течение рабочего дня различным образом. Например, водитель 1 (рис.3.1,а) имеет более высокую вероятность рв бе­зотказной работы в начале рабочего дня, чем водитель 2. Однако к концу рабочего дня (ко времени t) эта вероятность становится меньше допустимой рв, так что надежность водителя 2 оказывает­ся более высокой.

Продолжительность рабочего дня для водителя может быть различной, но в качестве предельной некоторые исследователи рекомендуют продолжительность 11–12 часов.

По психофизиологической оценке состояния водителей, пер­вые 1,5 – 2,5 часа работы происходит «врабатываемость» орга­низма, после которой наступает период наибольшей работоспо­собности. В период «врабатываемости» вероятность безотказной работы водителя понижена. Водители могут неправильно оцени­вать уровень своей работоспособности, совершать рискованные маневры. Первые признаки снижения работоспособности появ­ляются через 4–5 часов и, постепенно нарастая, становятся зна­чительными после 6–8 часов работы. За счет компенсаторных механизмов организма определенный уровень работоспособнос­ти поддерживается до 9 – 10 часов работы. После этого компенса­торные возможности организма иссякают и происходит быстрое снижение работоспособности до уровня, недопустимого с точки зрения безопасности движения, или появляется сонливость.

Рис. 3.1. Изменение вероятности безотказной работы водителя в течении: а – рабочего дня; б – недели; в – всего срока водительской деятельности.

Эта общая схема может изменяться в зависимости от ряда при­чин: возраста и состояния здоровья водителя, чередования рабо­ты и отдыха, вида транспортного средства, фактического време­ни пребывания за рулем автомобиля (например, обследование показало, что водитель грузового автомобиля, работающего в городе, был занят вождением фактически 5,5 ч, а водитель такси –23% рабочего времени провел в ожидании пассажиров на стоян­ке).

При управлении автомобилем в течении 7–12 часов водители совершают ДТП (вследствие засыпания) примерно в два раза чаще, чем при длительности работы до 7 часов. При пребывании за ру­лем свыше 12 часов число ДТП по той же причине увеличивается в 9 раз.

Восстанавливаемость – это свойство водителя восстанавливать свою работоспособность после установленных перерывов в работе. Восстанавливаемость имеет большое значение для обеспече­ния надежности деятельности профессиональных водителей.

Неполноценный отдых сказывается на уровне безотказности водителя в следующий рабочий день: почти у половины отмеча­ется появление сонливости во время вождения; водители, спящие перед сменой менее 6 часов, отмечают снижение внимания к кон­цу смены в 2,5 раза чаще, чем при продолжительности сна 8 ча­сов.

Читать еще:  Рекомендации, которые могут помочь в вопросе шумоизоляции машины

Восстанавливаемость работоспособ­ности водителя, при прочих равных условиях, в различные дни недели неодинакова: при работе в одну смену в первые дни неде­ли она меньше – происходит «врабатываемость» организма, по­добно тому, как это наблюдается в течение рабочего дня.

Примерные кривые изменения вероятности безотказной рабо­ты водителя в течение недели при ежедневной работе в одну смену и недоиспользовании обеденного перерыва приведены на (рис. 3.1,б).

Профессиональная долговечность – свойство водителя сохранять работоспособность до наступления предельного состояния (вы­ход на пенсию, переход на другую работу) с необходимыми пере­рывами, обусловленными режимом труда и отдыхи. Таким обра­зом, долговечность водителя относится к времени функциониро­вания t, исчисляемому обычно в годах (рис.3.1,в).

Момент наступления предельного состояния, т.е. величину профессиональной долговечности, устанавливает часто сам водитель. Если он считает, что оно наступило, то прекращает работать и ме­няет профессию, иногда задолго до пенсионного возраста.

Сохраняемость – свойство водителя сохранять параметры фун­кционирования после длительных перерывов в трудовой деятель­ности.

После длительных перерывов в вождении по тем или иным причинам происходит незаметная для водителя потеря професси­ональных навыков в управлении или их дестабилизация точка F на (рис. 3.1, в).

Надежность водителя

Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Он легко отвлекается, сравнительно быстро утомляется, его поведение подвержено вли­янию очень многих непредсказуемых факторов, и поэтому он не может безошибочно выполнять работу в течение продолжитель­ного времени. Частота отказов в системах управления по вине че­ловека составляет от 20 до 95 %. Такие отказы в системе управле­ния ВАДС представляют большую угрозу для безопасности до­рожного движения. Именно поэтому такое большое значение при­дается повышению надежности водителя автомобиля.

Надежность водителя — это его способность безошибочно уп­равлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надеж­ность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состо­янию здоровья, психологическим и личностным качествам. При­годность по состоянию здоровья устанавливается при медицин­ском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств, требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообра­зительность, скорость восприятия и реакции, решают исход кри­тической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых явля­ется деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителя определяется уровнем его профес­сиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процес­се обучения и последующей профессиональной деятельности. Хо­рошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диа­пазона навыков, доведенных до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в крити­ческих дорожных ситуациях. Она позволяет максимально исполь­зовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обста­новки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; без­ошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и дру­гих сложных условиях. Профессионализм определяется также уров­нем психологической подготовленности водителя, т.е. формиро­ванием у него психофизиологических свойств, которые обеспе­чивают надежность работы в любых условиях. Успешность психо­логической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизио­логических качеств. Недостаточная подготовленность является наи­более частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, нео­пытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому со­вершенствование подготовки водителей и повышение их профес­сионального мастерства являются важнейшими факторами обес­печения безопасности дорожного движения.

Читать еще:  Как при покупке подержанной машины не стать жертвой мошенников?

Высокая работоспособность — это состояние человека, позво­ляющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспо­собности водитель может допустить грубые ошибки при управле­нии автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспо­собность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при за­болевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуж­дения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работо­способности водителей обеспечивается рациональной организа­цией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием пе­ред рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения. Высокие техни­ко-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправ­ность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, ин­формативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-ги­гиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а следователь­но, повышают их надежность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

7 привычек водителей, которые приведут в негодность любой автомобиль

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Далеко не каждый водитель задумывается о том, что автомобиль нуждается в заботливом уходе и грамотной эксплуатации. Ведь в большинстве случаев частых поломок, дорогого ремонта и многих аварий можно избежать, соблюдая некоторые нехитрые правила.

Нам в AdMe.ru нравится узнавать и воплощать в жизнь способы, помогающие сделать жизнь проще. Специально для вас мы разобрали очередную порцию ошибок водителей, которые портят жизнь своим «железным лошадкам».

1. Слишком низкое или слишком высокое давление в шинах

Давление в шинах нередко бывает слишком низким либо слишком высоким. Это повышает расход топлива, плохо сказывается на управляемости автомобиля, динамике его движения — например, может привести к заносу, аварии.

Читать еще:  3 эксперимента: кладем под колесо машины банан, банку с фантой и пену для бритья (видео)

Чтобы такого не произошло, нужно своевременно менять шины. Во-первых, не забывать про сезонную смену шин. Во-вторых, соблюдать правило менять передние и задние шины местами как минимум раз в год.

2. Резкий разгон и торможение

Резкий разгон и резкое торможение вредны для автомобиля. Они дают дополнительную нагрузку на системы автомобиля: так, огромную нагрузку получают коробка передач и двигатель, сильно изнашиваются колодки и тормозные диски, снижается работоспособность тормозов. Все это резко повышает вероятность аварии на дороге.

3. Неправильный способ парковки

Грамотная парковка — дело непростое, особенно для новичков. Как правило, при парковке на небольшом участке водители постоянно переключают передачи с Drive на Reverse, не остановив при этом полностью автомобиль. Эту ошибку нужно стараться категорически избегать, ведь это убивает автоматическую коробку передач и грозит крупным ремонтом.

Возьмите за правило сначала полностью останавливать автомобиль и только потом включать другую передачу.

4. Игнорирование значков на приборной панели

С помощью значков на приборной панели автомобиль предупреждает вас, что с ним что-то не в порядке. К примеру, температура двигателя слишком маленькая или слишком высокая, в электрике есть неисправности или уровень тормозной жидкости крайне низкий. Не откладывайте поездку в сервис в долгий ящик. Это поможет вам избежать дорогостоящего ремонта или даже аварии.

5. Несоблюдение сроков техосмотра и ремонта

Одна из частых причин поломок автомобиля — нарушение сроков техобслуживания. К слову, это главный способ предупредить дорогостоящий ремонт автомобиля. Так, например, каждые 1 000 км пробега автомобиля рекомендуется проверять масло, а каждые 40 000 км — менять воздушный фильтр.

Нужно стараться не только своевременно проходить ежегодные техосмотры, но также не забывать о ежедневных проверках (уровень моторного масла и давления в шинах, зеркала, наличие протечек и др.), необходимость которых зависит от пробега машины и от сезона.

6. Перегруз

Чрезмерные нагрузки вредны почти для всех систем машины: подвеска, рулевое управление, трансмиссия, шины, двигатель. Кроме того, подобная привычка эксплуатации повышает расход топлива и негативно вляет на управляемость автомобиля.

Чтобы избежать этого, водителю стоит ознакомиться с максимальной грузоподъемностью своего транспортного средства и соблюдать ее. Также стоит избавиться от бесполезных вещей в автомобиле и возить с собой только самое необходимое.

7. Нагрузка на сцепление

Эту ошибку совершают владельцы автомобилей с механической коробкой передач. Стоя на светофоре, не держите выжатой педаль сцепления: это быстро изнашивает детали механизма. Ведь ему приходится работать в сотни раз интенсивнее, чем положено по назначению. Да и самого водителя такая привычка держит в напряжении.

Во время коротких остановок переключайтесь на режим «нейтральной скорости» и нажимайте сцепление непосредственно перед моментом старта.

Какие ошибки при обслуживании и эксплуатации автомобиля вы замечали еще? Делитесь в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector